СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация
Цель: представить обзор научной литературы по проблеме изучения совладающего поведения с ситуацией пандемии Covid-19, подходы и программу междисциплинарного исследования копинг-стратегий студентов во время срочного перехода на дистанционное обучение в условиях противоэпидемических мероприятий.
Результаты. Дана характеристика способов выявления продуктивных копинг-стратегий при совладании со стрессом и взаимосвязи их с выделением условий, оценкой ситуации, ресурсов, которые имеются у человека в ситуации, переживаемой как трудной. С точки зрения медико-гигиенических исследований при оценке копинг-поведения следует учитывать индивидуальные показатели физического, психического здоровья, образ жизни, гигиенические навыки и стандарты. При оценке психолого-педагогических факторов совладающего поведения необходимо обращать внимание на академическую успеваемость, особенности социально-психологического взаимодействия с однокурсниками и преподавателями, социально-экономический статус, гендерные и личностные особенности индивидуума.
Заключение. Междисциплинарный медико-психолого-педагогический подход к изучению совладающего поведения студентов в период пандемии Covid-19 обусловливает построение типологии копинг-поведения, позволяет выделить продуктивные и непродуктивные копинг-стратегии совладания со стрессовой ситуацией, определить и описать дополнительные факторы, влияющие на их выбор. Выработка рекомендаций по применению типологии копинг-стратегий, полученные на основе междисциплинарного научного подхода, позволит администрации университетов обоснованно подойти к разработке медико-гигиенических и психолого-педагогических профилактических мероприятий при проектировании образовательной среды в условиях пандемии.
Скачивания
Литература
Antsyferova L.I. Lichnost’ v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslivanie, preobrazovanie situatsiy i psikhologicheskaya zashchita [Personality in difficult living conditions: rethinking, transformation of situations and psychological defense ]. Psikhologicheskii zhurnal, 1994, vol. 15, no 1, pp. 3–19.
Belinskaya E.P. Coping with challenges in the era of new information technologies: opportunities and limitations. Psikhologicheskie Issledovaniya. Current Issue Articles: Journal Editorial Board, 2014. vol. 7, no 38. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n38/1061-belinskaya38.html (accessed December 18, 2020).
Vyzovy pandemii COVID-19: psikhicheskoe zdorov’e, distantsionnoe obrazovanie, internet-bezopasnost’: sb. materialov. [Challenges of the COVID-19 pandemic: mental health, distance education, Internet security: a collection materials]. Ed. V.V. Rubtsov, A.A. Margolis, I.V. Vachkov, O.V. Vikhristyuk, N.V. Dvoryanchikov, T.V. Ermolova, Yu.M. Zabrodin, N.N. Tolstykh, A.V. Khaustov, A.B. Kholmogorova, A.A. Shvedovskaya. M.: Izdatel’stvo FGBOU VO MGPPU, 2020. 480 p.
Zhdanov R.I., Kupriyanov R.V., Syromyatnikova V.Y., Zhdanova S.I., Dvoenosov V.G. Korrelyatsiya lichnostnoy i situatsionnoy trevozhnosti s parametrami sistemy gomeostaza pri ekzamenatsionnom stresse [Correlation between trait and state anxiety and hemostatic parameters under examination stress]. Psikhologiya stressa i sovladayushchego povedeniya: resursy, zdorov’e, razvitie. Materialy IV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Kostroma, 22–24 sentyabrya 2016, vol.1. pp. 107–110.
Ledovskaya T.V., Biryukova D.A. Vzaimosvyaz’ sovladayushchego povedeniya i pokazateley trevozhnosti u studentov vuza [Correlation of Coping-Behavior and Indicators of Uneasiness of Students of Higher Education]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2017, no. 2, pp. 233–237. http://vestnik.yspu.org/releases/2017_2/44.pdf
Matsumoto D. Psikhologiya i kul’tura [Culture and psychology]. SPb.: Piter, 2003. 718 p.
Nartova-Bochaver S.K. «Coping behavior» v sisteme ponyatiy psikhologii lichnosti [“Coping behavior” in the system of personal psychology concepts]. Psikhologicheskii Zhurnal. 1997. vol. 18. no 5. pp. 20–29.
Rasskazova E.I., Gordeeva T.O. Koping-strategii v psikhologii stressa: podkhody, metody i perspektivy issledovaniy [Coping strategies the psychology of stress: approaches, methods, perspectives]. Psikhologicheskie Issledovaniya. 2011. no. 3(17). http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html (accessed January 16, 2021).
Rasskazova E.I., Leontiev D.A., Lebedeva A.A. Pandemic as a Challenge to Subjective Well-Being: Anxiety and Coping. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy], 2020. vol. 28, no. 2, pp. 90–108. DOI: https://doi.org/10.17759/ cpp.2020280205.
Uroki «Stress-testa»: vuzy v usloviyakh pandemii i posle nee. Analiticheskiy doklad [Lessons from the “Stress test”: universities in a pandemic and after it. Analytical report.]. Ed. K.A. Barannikov, O.V. Leshukov, O.L. Nazaykinskaya, E.A. Sukhanova, I.D. Frumin]. M.: NIU HSE, 2020, 52 p.
Khachaturova M.R. Sovladayushchiy repertuar lichnosti: obzor zarubezhnykh issledovaniy [Coping repertoire of personality: a review]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2013, vol. 10, no 3, pp. 160–169. https://psy-journal.hse.ru/2013-10-3/91972114.html
Wrosch C., Scheier M.F., Miller G.E., Schulz R., Carver C.S. Adaptive self-regulation of unattainable goals: Goal disengagement, goal reengagement, and subjective well-being. Personality and Social Psychology Bulletin, 2003, vol. 29, no. 12, рр. 1494–1508. https://doi.org/10.1177/0146167203256921
Vitaliano P.P., DeWolfe D.J., Maiuro R.D., Russo J., Katon W. Appraised changeability of a stressor as a modifier of the relationship between coping and depression: A test of the hypothesis of fit. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, vol. 59, no. 3, pp. 582–592. https://doi.org/10.1037/0022-3514.59.3.582
Fuente J., Paoloni P., Kauffman D., Yilmaz-Soylu M., Sander P., Zapata L.Big five, self-regulation, and coping strategies as predictors of achievement emotions in undergraduate students. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, vol. 17, no. 10. https://doi.org/10.3390/ijerph17103602
Blankstein K.R., Flett G.L., Watson M.S. Coping and academic problem-solving ability in test anxiety. Journal of Clinical Psychology, 1992, vol. 48, no. 1, pp. 37–46. https://doi.org/10.1002/1097-4679(199201)48:1%3C37::aid-jclp2270480105%3E3.0.co;2-f
Gurvich C., Thomas N., Thomas E. Hudaib A., Sood L., Fabiatos K., SuttonK., Isaacs A., Arunogiri S. Coping styles and mental health in response to societal changes during the COVID-19 pandemic. International. Journal of Social Psychiatry, October 4, 2020. https://doi.org/10.1177/0020764020961790
Hobfoll S.E. The ecology of stress. Taylor & Francis. 1988. 354 р.
Kislyakov P.A. Psychological resistance of student youth to information stress in the COVID-19 pandemic. Perspektivynaukii obrazovania [Perspectives of Science and Education], 2020, no. 5(47), рр. 343–356. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.24
Lasarus R., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. New York: Springer, 1984. 460 р.
Leung L. Unwillingness-to-communicate and college students’ motives in SMS mobile messaging. Telematics and Informatics, 2007, vol. 24, no. 2, pp. 115–129. https://doi.org/10.1016/j.tele.2006.01.002
Lewis R., Frydenberg E. Concomitants of failure to cope: What we should teach adolescents about coping. British Journal of Educational Psychology, 2002, vol. 72, no. 3, pp. 419–431. https://psycnet.apa.org/doi/10.1348/000709902320634483
Marriage K., Cummins R.A. Subjective Quality of Life and Self-Esteem in Children: The Role of Primary and Secondary Control in Coping with Everyday Stress. Social Indicators Research, 2004, vol. 66, no. 1-2, pp. 107–122. https://psycnet.apa.org/doi/10.1023/B:SOCI.0000007493.32548.0c
Nakano K. Coping strategies and psychological symptoms in a Japanese sample. Journal of Clinical Psychology, 1991, vol. 47, no. 3, pp. 346–350. https://doi.org/10.1002/1097-4679(199105)47:3%3C346::AID-JCLP2270470304%3E3.0.CO;2-H
Hasanah U. Ludiana L., Immawati I., Livana PH. Psychological Description of Students in the Learning Process During Pandemic Covid-19. Jurnal Keperawatan Jiwa, 2020, vol. 8, no. 3, pp. 299–306. https://doi.org/10.26714/jkj.8.3.2020.299-306
McInnis O.A., McQuaid R.J., Matheson K., Anisman H. Relations between plasma oxytocin, depressive symptoms and coping strategies in response to a stressor: the impact of social support. Anxiety, Stress, & Coping, 2017, vol. 30, no. 5, pp. 575–584. https://doi.org/10.1080/10615806.2017.1333604
Skinner E.A., Zimmer-Gembeck M.J. The development of coping: Stress, neurophysiology, social relationships, and resilience during childhood and adolescence. Cham, Switzerland: Springer International. 2016. 355 р.
Ringeisen T., Lichtenfeld S., Becker S., Minkley N. Stress experience and performance during an oral exam: the role of self-efficacy, threat appraisals, anxiety, and cortisol. Anxiety, Stress, & Coping, 2019, vol. 32, no. 1, pp. 50–66. https://doi.org/10.1080/10615806.2018.1528528
Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G.J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. The Lancet, 2020, vol. 395, no. 10227, pp. 912–920. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8
Cao W., Fang Z., Hou G., Han M., Xu X., Dong J., Zheng J. The psychological impact of the COVID-19 epidemic on college students in China. Psychiatry Research, 2020, no. 287. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.112934
Vindegaard N., Benros M.E. COVID-19 pandemic and mental health consequences: Systematic review of the current evidence. Brain, Behavior, and Immunity, 2020, no. 89, pp. 531–542. https://doi.org/10.1016/j.bbi.2020.05.048
Weinstien N.D. Unrealistic optimism about future life events. Journal Personality and Social Psychology, 1980, vol. 39, no. 5, pp. 806–820. https://doi.org/10.1037/0022-3514.39.5.806
Zhen L., Nan Y., Pham B. College students coping with COVID-19: stress-buffering effects of self-disclosure on social media and parental support. Communication Research Reports, 2021, vol. 38, no. 1, pp. 1–10. https://doi.org/10.1080/08824096.2020.1870445
Просмотров аннотации: 1212 Загрузок PDF: 686
Copyright (c) 2021 Liudmila G. Klimatckaia, Anna A. Dyachuk, Julia Ju. Bocharova, Andrei I. Shpakou
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.