ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ (ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОГО КОМПЛЕКСА)
Аннотация
Цель – исследовать диагностические морфофункциональные возможности сердечно-легочного комплекса для электрокардиографической оценки эффективности занятий школы здоровья (ШЗ) фтизиопульмонологических пациентов-мужчин с множественной/широкой лекарственной устойчивостью Mycobacterium Tuberculosis (МЛУ ШЛУ МБТ).
Материалы и методы. 74 мужчин-пациентов Ростовского Областного клинического центра фтизиопульмонологии (ГБУ РО «ОКЦФП») приняли участие в исследовании после подписания добровольного информированного согласия. Возраст пациентов находился в пределах от 26 до 67 лет. Исследование проводилось в 2018 г. 40 пациентов (основная группа) приняли участие в работе ШЗ и посетили от 1 до 6 занятий из 10. Интервал между занятиями составлял 7 дней. 34 пациента в работе ШЗ участия не принимали и составили контрольную группу. Медицинская эффективность ШЗ оценивалась по разнице углов альфа электрических осей предсердий, желудочков и сердца в целом до занятий (при поступлении в стационар) и после занятий (перед выпиской).
Результаты и обсуждение. Значимые корреляционные связи (р<0,05) были установлены между кратностью посещений ШЗ пациентами с МЛУ ШЛУ МБТ и показателями: «Угол альфа отклонения электрической оси желудочков (в градусах)»=-0,461; «Угол альфа отклонения электрической оси сердца (в градусах)»=-0,408.
Заключение. Позитивная динамика электрокардиографических векторов позволяет рассматривать сердечно-лёгочный комплекс как универсальную индикаторную систему, отражающую морфофункциональные и клинические изменения состояния фтизиопульмонологических пациентов в результате информационно-когнитивных воздействий.
Скачивания
Литература
Список литературы
Алексо Е. Н. Воспитание у студентов патриотизма и ответственности за собственное здоровье на занятиях по фтизиопульмонологии / Е. Н. Алексо, О. Е. Русских // Актуальные вопросы современного медицинского образования: совершенствование подготовки медицинских кадров: Материалы III научно-практической международной конференции, Ижевск, 25-26 ноября 2022 года. Ижевск: Ижевская государственная медицинская академия, 2022. С. 99-102.
Лебедев, Ю. И. Интеграция проблемно ориентированного и проектноориентированного обучения фтизиатрии на основе современной парадигмы патогенеза туберкулеза / Ю. И. Лебедев, С. Н. Новикова, И. Ю. Лебедев // Современные вызовы для медицинского образования и их решения: Сборник трудов по материалам Всероссийской учебно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Н.Ф. Крутько и Году педагога и наставника. В 2-х томах, Курск, 02 февраля 2023 года / Под редакцией В.А. Лазаренко. Том 1. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2023. С. 334-336.
Bolton C.E., Bevan-Smith E.F., Blakey J.D., et al. British Thoracic Society Pulmonary Rehabilitation Guideline Development Group; British Thoracic Society Standards of Care Committee. British Thoracic Society guideline on pulmonary rehabilitation in adults // Thorax. 2013. Vol. 68 Suppl 2, pp. ii1-30. https://doi.org/10.1136/thoraxjnl-2013-203808
Сартаева Г. Ш. Фтизиопульмонология балалар оңалту орталығында жоғары қауіп-қатер тобындағы балаларды сауықтыру нәтижелері / Г. Ш. Сартаева, А. А. Рахышева, М. А. Абланова // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2020. № 3. P. 128-133.
Алексо Е. Н. Влияние ковид-пандемии на преподавание фтизиопульмонологии в Гродненском государственном медицинском университете // Актуальные проблемы медицины: Сборник материалов итоговой научно-практической конференции, Гродно, 27 января 2022 года / Отв. редактор С.Б. Вольф. Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2022. С. 12-15.
Элланский Ю. Г. Структурированность представлений о строении и функциях человеческого организма как инструмент управления общественным здоровьем / Ю. Г. Элланский, И. Ю. Худоногов, Т. В. Данилевская // В мире научных открытий. 2016. № 3(75). С. 85-100. https://doi.org/10.12731/wsd-2016-3-7
Балльно-рейтинговая система (БРС) оценки медицинской эффективности школы здоровья (на примере пациентов с множественной лекарственной устойчивостью mycobacterium tuberculosis) / В. Т. Чубарян, Г. И. Саенко, И. Ю. Худоногов, Э. А. Пустошилова // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2020. Т. 12. № 3. С. 55-69. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2020-12-3-55-69.
Akinwusi P., Oboro V., Adebayo R. et al. Cardiovascular and electrocardiographic changes in Nigerians with a normal pregnancy // Cardiovasc J Afr. 2011. Vol. 22 (2). P. 71-75. https://doi.org/10.5830/cvja-2010-043
Изменения электрической оси сердца и нарушения липидного обмена как возможные маркеры поражения сердечно-сосудистой системы у пациентов, перенесших COVID-19 / Н. Т. Мирзоев, Г. Г. Кутелев, В. В. Иванов [и др.] // Доктор.Ру. 2023. Т. 22, № 2. С. 15-20. https://doi.org/10.31550/1727-2378-2023-22-2-15-20
Основные особенности нормальной ЭКГ у детей / В. С. Задионченко, Г. Г. Шехян, А. М. Щикота, А. А. Ялымов // Медицинский совет. 2013. № 2-3. С. 19-27.
Калькулятор теста Манна-Уитни U (ранговая сумма Уилкоксона) [Mann Whitney U test calculator (Wilcoxon rank-sum)]. URL: https://www.statskingdom.com/170median_mann_whitney.html (дата обращения: 28.06.2023).
Дюбуа П. О психотерапии / P. Dubois; [Предисл.: О. Фельцман]. Москва: Наука, 1911. VI, 131 с. (Психотерапевтическая библиотека / Под ред. д-ров Н. Е. Осипова и О. Б. Фельцмана; Вып. 2).
Дюбуа П. О влиянии духа на тело: Публ. лекция / П. Дюбуа, проф. Берн. ун-та; Авториз. пер. Л. Б. Хавкиной-Гамбургер. Санкт-Петербург: тип. Б. М. Вольфа, 1911. 42 с.
Дюбуа П. Воображение как причина болезни / Prof. dr. P. Dubois; Авториз. пер. д-ра М. Б. Шапиро; [Предисл.: О. Фельцман]. Москва: Наука, 1912. 76 с.
Клинические и лабораторные эффекты увеличения кратности посещения Школы здоровья / А. Д. Чумаян, А. С. Иванов, И. Ю. Худоногов, Н. С. Краевская // Кардиология в Беларуси. 2020. Т. 12, № 5. С. 688-699. https://doi.org/10.34883/PI.2020.12.5.007
Вахненко Ю.В., Черных М.А. Основные элементы нормальной ЭКГ. Электронное методическое пособие для студентов V-VI курсов. ФГБОУ ВО АГМА Минздрава России. Благовещенск. 2019. С. 15.
References
Alekso E.N., Russkikh O.E. Education of students patriotism and responsibility for their own health at classes on phthisiopulmonology. Actual issues of modern medical education: improving the training of medical personnel: Proceedings of the III scientific and practical international conference, Izhevsk, November 25-26, 2022. Izhevsk: Izhevsk State Medical Academy, 2022, pp. 99-102.
Lebedev Y.I., Novikova S.N., Lebedev I.Y. Integration of problem-oriented and project-oriented teaching of phthisiology on the basis of the modern paradigm of tuberculosis pathogenesis. Modern challenges for medical education and their solutions: Proceedings of the All-Russian educational and methodological conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of Professor N. F. Krutko and the Year of the teacher and mentor. In 2 volumes, Kursk, February 02, 2023 / Edited by V.A. Lazarenko. Vol. 1. Kursk: Kursk State Medical University, 2023, pp. 334-336.
Bolton C.E., Bevan-Smith E.F., Blakey J.D., et al. British Thoracic Society Pulmonary Rehabilitation Guideline Development Group; British Thoracic Society Standards of Care Committee. British Thoracic Society guideline on pulmonary rehabilitation in adults. Thorax, 2013, vol. 68 suppl 2, pp. ii1-30. https://doi.org/10.1136/thoraxjnl-2013-203808
Sartaeva G.Sh., Rakhysheva A.A., Ablanova M.A. Bulletin of the Kazakh National Medical University, 2020, no. 3, pp. 128-133.
Alexo E. N. Impact of the COVID-pandemic on the teaching of phthisiopulmonology at Grodno State Medical University. Actual problems of medicine: Proceedings of the final scientific-practical conference, Grodno, January 27, 2022 / Editor-in-Chief S.B. Wolf. Grodno: Grodno State Medical University, 2022, pp. 12-15.
Ellansky Yu.G. Structurization of ideas about the structure and functions of the human body as a tool to manage public health / Yu.G. Ellansky, I.Yu. Khudonogov, T.V. Danilevskaya. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2016, no. 3(75), pp. 85-100. https://doi.org/10.12731/wsd-2016-3-7
Score-rating system (BRS) of medical efficiency assessment of health school (on the example of patients with multidrug-resistant mycobacterium tuberculosis) / V. T. Chubaryan, G. I. Saenko, I. Yu. Khudonogov, E. A. Pustoshilova. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2020, vol. 12, no. 3, pp. 55-69. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2020-12-3-55-69
Akinwusi P., Oboro V., Adebayo R. et al. Cardiovascular and electrocardiographic changes in Nigerians with a normal pregnancy. Cardiovasc J Afr., 2011, vol. 22 (2), pp. 71-75. https://doi.org/10.5830/cvja-2010-043
Changes in the electrical axis of the heart and lipid metabolism disorders as possible markers of cardiovascular system damage in patients who underwent COVID-19 / N. T. Mirzoev, G. G. Kutelev, V. V. Ivanov [et al.]. Doctor.Ru, 2023, vol. 22, no. 2, pp. 15-20. https://doi.org/10.31550/1727-2378-2023-22-2-15-20
The main features of normal ECG in children / V. S. Zadionchenko, G. G. Shekhyan, A. M. Shchikota, A. A. Yalymov. Medical Council, 2013, no. 2-3, pp. 19-27.
Mann Whitney U test calculator (Wilcoxon rank-sum). URL: https://www.statskingdom.com/170median_mann_whitney.html
Dubois P. On psychotherapy. Moscow: Nauka Publ., 1911. VI, 131 p. (Psychotherapeutic library / Edited by Drs. N. E. Osipov and O. B. Feltsman; Vol. 2).
Dubois P. On the influence of the spirit on the body: Publ. lecture. St. Petersburg: B.M. Wolf Publ., 1911, 42 p.
Dubois P. Imagination as a cause of disease. Moscow: Nauka Publ., 1912, 76 p.
Clinical and laboratory effects of increasing the multiplicity of visits to the School of Health / A. D. Chumayan, A. S. Ivanov, I. Y. Khudonogov, N. S. Kraevskaya. Cardiology in Belarus, 2020, vol. 12, no. 5, pp. 688-699. https://doi.org/10.34883/PI.2020.12.5.007
Vakhnenko Y.V., Chernykh M.A. Basic elements of normal electrocardiography. Electronic methodical manual for students of V-VI courses. Blagoveshchensk, 2019, p. 15.
Просмотров аннотации: 55 Загрузок PDF: 10
Copyright (c) 2024 Igor Yu. Khudonogov, Vartan T. Chubaryan, Liliya A. Yakimenko, Evgenia V. Shevchenko
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.