ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО ВРАЧА

  • Olga V. Makarova Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Тюменский государственный медицинский университет https://orcid.org/0000-0002-3356-6794
  • Raisa N. Khvoshch Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Тюменский государственный медицинский университет https://orcid.org/0000-0003-0811-6895
  • Yulia V. Boldyreva Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Тюменский государственный медицинский университет https://orcid.org/0000-0002-3276-7615
Ключевые слова: пациентоцентричная коммуникация, кейс, виртуальный пациент, коммуникативные навыки врача, «перевернутый класс», визуализация

Аннотация

Обоснование. В работе представлен опыт внедрения в учебный процесс студентов-медиков интегрированного курса «Речевые аспекты пациентоцентричной коммуникации». Актуальность исследования обусловлена низкой мотивацией обучающихся к изучению лингвистических дисциплин, однако существует прямая закономерность между степенью владения коммуникативными навыками, развиваемыми на языковых курсах, и эффективностью решения профессиональных проблем, в том числе связанных с лечением пациентов.

Цель. Обосновать использование цифровых ресурсов как эффективного средства овладения навыками общения врача с пациентом.

Материалы и методы. Материалом исследования являются учебные видео, кейсы, созданные для визуализации «Виртуального пациента», цифровые тексты, интерактивные ресурсы (https://wordwall.net/ru, https://quizlet.com, https://genial.ly и др.) и контент, созданный на их основе: презентации, видео, мультимедийные материалы. В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования, включая дискурсивный анализ, метод моделирования ситуаций «врач – пациент».

Результаты. Внедрение цифровых ресурсов способствует осознанному формированию коммуникативных навыков будущего врача и изменению существующей установки обучающихся «Я знаю, как общаться с пациентами» на мнение «Мне нужно еще многому научиться и развивать как универсальные базовые навыки общения с пациентом (установление контакта, сбор анамнеза, завершение консультации), так и продвинутые коммуникативные навыки объяснения и планирования».

Заключение. Условиями для освоения коммуникативных навыков будущего врача являются: 1) организация занятий на основе коллаборативного подхода, предполагающего активные методы обучения; 2) интеграция предметных областей, в частности языка и медицины; 3) использование цифровых ресурсов, которые имитируют реальные условия работы с пациентом и позволяют многократно возвращаться к обсуждению кейса.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Olga V. Makarova, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Тюменский государственный медицинский университет

доцент кафедры филологических дисциплин, кандидат филологических наук, доцент

Raisa N. Khvoshch, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Тюменский государственный медицинский университет

заведующий кафедрой филологических дисциплин, кандидат филологических наук, доцент

Yulia V. Boldyreva, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Тюменский государственный медицинский университет

доцент кафедры биологической химии, кандидат медицинских наук, доцент

Литература

Список литературы

Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 360 с.

Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Мартыненко Г.Я. и др. Прикладное языкознание. СПб: Изд-во СПбГУ, 1996. 528 с.

Головачева А.К. Частотный курс ускоренного обучения английскому языку по профилю радиоэлектроники. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1978. 240 с.

Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М.: Изд-во. МГУ, 1992. 336 c.

Крысин Л.П. Очерки по социолингвистике. М.: ФЛИНТА, 2021. 360 c.

Кушнерук С.П. Прикладная лингвистика: вызовы XXI века // Вестник ВолГУ. 2017. Серия 2. «Языкознание». Т. 16. № 2. С. 6-17.

Макарова О.В. Анализ эффективности пациентоцентричных коммуникативных навыков врача // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2020. Т. 12. № 3. С. 108-121. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2020-12-3-108-121

Макарова О.В., Хвощ Р.Н. Лингвометодический аспект формирования коммуникативной компетенции будущего врача // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3. С. 152-155.

Пиотровский Р.Г. и др. Математическая лингвистика. М.: Высшая школа, 1977. 383 с.

Тунгушбаева Г.Ж., Исаева Ж.Т. Социальная дифференциация языка и профессиональная сфера общения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3-2. С. 183-186.

Burns A. What is Applied Linguistics? URL: https://www.academia.edu/8302127/What_is_Applied_Linguistics (дата обращения: 01.02.2023)

Joint Commission on Accreditation of Healthcare Organizations (1995-2005). URL: https://www.jointcommission.org (дата обращения: 24.10.2022)

Kress G.R. Literacy in the new media age // Psychology Press, 2003. London and New York: Routledge, 208 p.

Nelson T.H. Literary Machines: The Report On, And Of, Project Xanadu, Concerning Word Processing. Electronic Publishing, Hypertext, Thinkertoys, Tomorrows intellectual Revolution, And Certain Other Topics Including Knowledge, Education And Freedom. Swarthmore, 1981, 132 p.

Sutherland-Smith W. Web-text: perceptions of digital reading skills in the ESL classroom // Prospect, 2022, vol. 17, no 1, pp. 55-70.

References

Baranov A.N. Vvedenie v prikladnuyu lingvistiku [Introduction to Applied Linguistics]. Moscow: Editorial URSS Publ., 2001, 360 p.

Bondarko L.V., Verbitskaya L.A., Martynenko G.Ya., et al. Prikladnoe yazykoznanie [Applied Linguistics]. St. Peterburg: SPbSU Publ., 1996, 528 p.

Golovacheva A.K. Chastotnyy kurs uskorennogo obucheniya angliyskomu yazyku po profilyu radioelektroniki [Frequency course of accelerated learning of English in the field of radio electronics]. Leningrad: LGU Publ., 1978, 240 p.

Kibrik A.E. Ocherki po obshchim i prikladnym voprosam yazykoznaniya [Essays on General and Applied Questions of Linguistics]. Moscow: MSU Publ., 1992, 336 p.

Krysin L.P. Ocherki po sotsiolingvistike [Essays in sociolinguistics]. Moscow: FLINTA Publ., 2021, 360 p.

Kushneruk S.P. Prikladnaya lingvistika: vyzovy XXI veka [Applied Linguistics: Challenges of the 21st Century]. Vestnik VolGU [VSU Bulletin], 2017, vol. 16, no. 2, pp. 6-17.

Makarova O.V. Analiz effektivnosti patsientotsentrichnykh kommunikativnykh navykov vracha [The analysis of doctor’s patient-centered communication skills efficiency]. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2020, vol. 12, no. 3, pp. 108-121. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2020-12-3-108-121

Makarova O.V., Khvoshch R.N. Lingvometodicheskiy aspekt formirovaniya kommunikativnoy kompetentsii budushchego vracha [Developing a future doctor’s communication competence in linguistic and methodological perspective]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Teacher Education], 2022, no. 77-3, pp. 152-155.

Piotrovskiy R.G. et al. Matematicheskaya lingvistika [Mathematical linguistics]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 1977, 383 p.

Tungushbaeva G.Zh., Isaeva Zh.T. Sotsial'naya differentsiatsiya yazyka i professional'naya sfera obshcheniya [Social differentiation of language and professional sphere of communication]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual Problems of the Humanities and Natural Sciences], 2015, no. 2, pp. 183-186.

Burns A. What is Applied Linguistics? URL: https://www.academia.edu/8302127/What_is_Applied_Linguistics (accessed February 01, 2023)

Joint Commission on Accreditation of Healthcare Organizations (1995 – 2005). URL: https://www.jointcommission.org (accessed October 24, 2022)

Kress G.R. Literacy in the new media age. Psychology Press, 2003, London and New York: Routledge, 208 p.

Nelson T.H. Literary Machines: The Report On, And Of, Project Xanadu, Concerning Word Processing. Electronic Publishing, Hypertext, Thinkertoys, Tomorrows intellectual Revolution, And Certain Other Topics Including Knowledge, Education and Freedom. Swarthmore, 1981, 132 p.

Sutherland-Smith W. Web-text: perceptions of digital reading skills in the ESL classroom. Prospect, 2022, vol. 17, no. 1, pp. 55-70.


Просмотров аннотации: 98
Загрузок PDF: 20
Опубликован
2024-02-29
Как цитировать
Makarova, O., Khvoshch, R., & Boldyreva, Y. (2024). ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО ВРАЧА. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 16(1), 405-421. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2024-16-1-1070
Раздел
Междисциплинарные исследования