ГОТОВНОСТЬ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ К ВОСПИТАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ

  • Elena R. Zinkevich Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» https://orcid.org/0000-0003-2630-3395
  • Sergey R. Oganov Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» https://orcid.org/0000-0003-0975-9470
  • Natalya A. Yatsevich Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»
Ключевые слова: медицинское образование, ординатура, психолого-педагогический вид деятельности, ценностное отношение к здоровью, контекстный подход к обучению, медико-педагогические ситуации

Аннотация

Обоснование. В настоящее время российское государство, медицинское и педагогическое сообщества озабочены состоянием здоровья подрастающего поколения. В связи с чем, на этапе обучения врачей-педиатров в ординатуре весьма остро стоит вопрос, касающийся поиска подходов, средств и приемов обучения, способствующих формированию готовности таких специалистов к осуществлению психолого-педагогического вида деятельности и решению педагогических задач в процессе профессиональной медицинской деятельности, одной из которых является воспитание ценностного отношения детей к своему здоровью.

В период с 2022 по 2023 учебный год в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» на факультете переподготовки и дополнительного профессионального образования состоялось экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня сформированности психолого-педагогических знаний и педагогических умений врачей-педиатров, иллюстрирующего их готовность к психолого-педагогическому виду деятельности и решению педагогических задач в медицинской практике.

Цель исследования. Определить уровень сформированности психолого-педагогических знаний и педагогических умений врачей-педиатров, обеспечивающий их готовность к воспитанию ценностного отношения пациентов к своему здоровью.

Материалы и методы. В исследовании участвовали 300 врачей-педиатров, обучающихся на первом курсе ординатуры, средний возраст которых – 25.48±2.03 лет, из них: 233 женщины и 67 мужчин. Методом случайной выборки респонденты были разделены на две подгруппы (по 150 человек в каждой) – основную и контрольную – по критерию участия в экспериментальной работе, предполагавшей использование контекстного подхода в процессе изучения дисциплины учебного плана «Педагогика». Ординаторы дали согласие на проведение исследовательских процедур. Заранее авторы статьи получили разрешение Локального этического комитета Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета на организацию экспериментального исследования.

Методика исследования состояла из адаптированных анкет и опросных листов, для описания его результатов использовались следующие статистические методы: Т-критерий Вилкоксона (для проведения сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов); анализ корреляционных взаимосвязей между исследуемыми параметрами с использованием критерия Ч. Спирмена. Расчет результатов производился посредством прикладного пакета программы «IBM SPSS Statistics 27».

Результаты. Экспериментальная исследовательская работа позволила выявить изменения в уровне сформированности психолого-педагогических знаний и педагогических умений, обеспечивающих готовность врачей-педиатров к осуществлению психолого-педагогического вида деятельности в процессе медицинской практики и решению педагогической задачи, направленной на воспитание ценностного отношения пациентов к своему здоровью, при условии использования в обучении контекстного подхода.

Заключение. Результаты проведенного экспериментального исследования свидетельствуют о необходимости использования контекстного подхода в процессе подготовки врачей-педиатров к психолого-педагогическому виду деятельности, а в качестве дидактического средства обучения – медико-педагогические ситуации, воссозданные или смоделированные специалистами.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Elena R. Zinkevich, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

д.п.н., доцент, профессор

Sergey R. Oganov, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

старший преподаватель

Natalya A. Yatsevich, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

ассистент

Литература

Список литературы

Бабурова И. В. Основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе // Вестник СВФУ: электронный журнал, 2009. №3. С. 63-67.

Башкирова С. Н., Имнаев Ш. А. Ценностное отношение студенческой молодежи к здоровью и здоровому образу жизни // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2017. С. 63-66.

Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: АСТ, 2008. 632 с.

Веригин М. А., Запорожцева Д. А. Смысложизненные ориентации в структуре эго-идентичности студентов медицинского вуза // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2019. С. 20-22.

Володкович С. Л., Ярчак Е. Н., Ярчак Л. М. Преемственность в физическом воспитании и в формировании ценностного отношения к здоровью в средней и высшей школе // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2. № 2. С. 23-26.

Грязнова Е. В., Треушников И. А., Мухина Т. Г., Треушников А. И. Культура здоровья как актуальная проблема современного педагогического знания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 285-288.

Дьячкова М. А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике // Сибирский педагогический журнал: электронный журнал, 2007. №12. С. 141-146.

Закирова Л. М., Валеева Р. А. Качество жизни в период детства как социально-психологический феномен // Российский журнал образования и психологии. 2022. Т. 13. № 6. С. 135-151.

Здравоохранение в России. 2021: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. С. 171. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (дата обращения: 20.09.2023).

Каган М. С. Философская теория ценности: монография. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.

Калешкина Е. Н. Критерии социально-личностной зрелости подростков // Scientific Cooperation Center «Interactive plus»: электронный журнал, 2018. С. 141-143. https://interactive-plus.ru/e-articles/595/Action595-474806.pdf (дата обращения: 20.09.2023).

Клецкин М. В. Онтологические основания ценностной детерминации научного познания: монография. М.: Библио-Глобус, 2018. 290 с.

Лихойда О. С. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы: материалы Междунар. студ. науч.-практ. конф. Тверь, 2018. Т. 1. С. 184-188.

Лоншакова Н. А., Багин В. В. Теоретические подходы к пониманию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни // Социальная динамика населения и устойчивое развитие. I Всероссийская науч.-практ. конф. с междунар. участием: сборник тезисов. МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, 2018. С. 210-213.

Псеунок А. А., Еднич Е. М. Проблема формирования ценностного отношения обучающихся к здоровью // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2019. № 2 (10). С. 8-12.

Саракаева С. А., Сокаев Х. М. Основные направления повышения у подростков устойчивой мотивации к здоровому образу жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 317-320.

Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 192 с.

Тогаев Г. Ш. Воспитание социальной зрелости учащихся и критерии ее оценки // Проблемы науки. 2017. № 10 (23). С. 89-90.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.08.19 педиатрия (уровень подготовки кадров высшей квалификации) / Приказ от 25 августа 2014 г. № 1060. https://fgos.ru/fgos/fgos-31-08-19-pediatriya-uroven-podgotovki-kadrov-vysshey-kvalifikacii-1060/ (дата обращения: 14.10.2023).

Философский энциклопедический словарь / Под. ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблевой, В. А. Лутченко. М.: Инфра-М, 1998. 576 с.

Ходусов А. Н., Кононова С. А. Миссия, ценности и смыслы воспитания // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти академика В.А. Сластенина. Воронеж, 2016. С. 104-108. http://cppe.nspu.ru/file.php/1/83_Sbornik_IFMIEO_s_obl.pdf (дата обращения: 14.10.2023).

Шмойлова Н. А. Формирование ценностного отношения к здоровью: психолого-педагогический аспект // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2020. Т. 20. № 3. С. 76-88.

References

Baburova I.V. Osnovnye polozheniya kontseptsii vospitaniya tsennostnykh otnosheniy shkol'nikov v obrazovatel'nom protsesse [The main provisions of the concept of education of value relations of schoolchildren in the educational process]. Vestnik SVFU: elektronnyy zhurnal, 2009, no. 2, pp. 63-67.

Bashkirova S.N., Imnaev Sh.A. Tsennostnoe otnoshenie studencheskoy molodezhi k zdorov'yu i zdorovomu obrazu zhizni [The value attitude of students to health and a healthy lifestyle]. Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendentsii i perspektivy razvitiya: materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Science, education, society: trends and prospects of development: materials of VIII Intern. scientific-practical conf.]. Cheboksary, 2017, pp. 63-66.

Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [A large psychological dictionary] / ed. B.G. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko. M.: AST, 2008, 632 p.

Verigin M.A., Zaporozhtseva D.A. Smyslozhiznennye orientatsii v strukture ego-identichnosti studentov meditsinskogo vuza [Life-meaning orientations in the structure of the ego-identity of medical university students]. Molodezh' XXI veka: obrazovanie, nauka, innovatsii: materialy VIII Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Youth of the XXI century: education, science, innovation: materials of the VIII All-Russian student scientific-practical conference with international participation]. Novosibirsk, 2019, pp. 20-22.

Volodkovich S.L., Yarchak E.N., Yarchak L.M. Preemstvennost' v fizicheskom vospitanii i v formirovanii tsennostnogo otnosheniya k zdorov'yu v sredney i vysshey shkole [Continuity in physical education and in the formation of a value attitude to health in secondary and higher school]. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya, 2017, vol. 2, no. 2, pp. 23-26.

Gryaznova E.V., Treushnikov I.A., Mukhina T.G., Treushnikov A.I. Kul'tura zdorov'ya kak aktual'naya problema sovremennogo pedagogicheskogo znaniya [Health culture as an actual problem of modern pedagogical knowledge]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya, 2021, vol. 10, no. 3 (36), pp. 285-288.

D'yachkova M.A. Ponyatiya tsennost' i dukhovno-nravstvennye tsennosti v pedagogike [The concepts of value and spiritual and moral values in pedagogy]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal: elektronnyy zhurnal, 2007, no. 12, pp. 141-146.

Zakirova L.M., Valeeva R.A. Kachestvo zhizni v period detstva kak sotsial'no-psikhologicheskiy fenomen [Quality of life during childhood as a socio-psychological phenomenon]. Rossiyskiy zhurnal obrazovaniya i psikhologii, 2022, vol. 13, no. 6, pp. 135-151.

Zdravookhranenie v Rossii. 2021: statisticheskiy sbornik [Healthcare in Russia. 2021: statistical collection]. Fed Federal State Statistics Service, p. 171. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (accessed September 9, 2023).

Kagan M.S. Filosofskaya teoriya tsennosti [Philosophical theory of value]. Saint-Petersburg: TOO TK «Petropolis», 1997, 205 p.

Kaleshkina E.N. Kriterii sotsial'no-lichnostnoy zrelosti podrostkov [Criteria of social and personal maturity of adolescents]. Scientific Cooperation Center «Interactive plus»: electronic journal, 2018, pp. 141-143. https://interactive-plus.ru/e-articles/595/Action595-474806.pdf (accessed September 20, 2023).

Kletskin M.V. Ontologicheskie osnovaniya tsennostnoy determinatsii nauchnogo poznaniya [Ontological foundations of the value determination of scientific cognition]. Moscow: Biblio-Globe, 2018, 290 p.

Likhoyda O.S. Formirovanie tsennostnogo otnosheniya k zdorov'yu u detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Formation of a value attitude to health in older preschool children]. Sovremennaya pedagogika i psikhologiya: problemy i perspektivy: materialy Mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. [Modern pedagogy and psychology: problems and prospects: materials of the International student scientific and practical conference]. Tver, 2018, vol. 1, pp. 184-188.

Lonshakova N.A., Bagin V.V. Teoreticheskie podkhody k ponimaniyu tsennostnogo otnosheniya k zdorov'yu i zdorovomu obrazu zhizni [Theoretical approaches to understanding the value attitude to health and a healthy lifestyle]. Sotsial'naya dinamika naseleniya i ustoychivoe razvitie. I Vserossiyskaya nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem: sbornik tezisov. MGU imeni M.V. Lomonosova [Social dynamics of the population and sustainable development. I All-Russian scientific-practical conf. with international participation: collection of abstracts]. Moscow, 2018, pp. 210-213.

Pseunok A.A., Ednich E.M. Problema formirovaniya tsennostnogo otnosheniya obuchayushchikhsya k zdorov'yu [The problem of forming students' value attitude to health]. Traditsii i novatsii v doshkol'nom obrazovanii, 2019, no. 2 (10), pp. 8-12.

Sarakaeva S.A., Sokaev Kh.M. Osnovnye napravleniya povysheniya u podrostkov ustoychivoy motivatsii k zdorovomu obrazu zhizni [The main directions of increasing teenagers' sustainable motivation for a healthy lifestyle]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal, 2018, vol. 7, no. 2 (23), pp. 317-320.

Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu [Introduction to pedagogical Axiology]. Moscow: The academy, 2003, 192 p.

Togaev G.Sh. Vospitanie sotsial'noy zrelosti uchashchikhsya i kriterii ee otsenki [Education of students' social maturity and criteria for its assessment]. Problemy nauki, 2017, no. 10 (23), pp. 89-90.

Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po spetsial'nosti 31.08.19 pediatriya (uroven' podgotovki kadrov vysshey kvalifikatsii) [Federal state educational standard of higher education in the specialty 31.08.19 pediatrics (the level of training of highly qualified personnel)]. Order of August 25, 2014 № 1060. https://fgos.ru/fgos/fgos-31-08-19-pediatriya-uroven-podgotovki-kadrov-vysshey-kvalifikacii-1060/ (accessed October 20, 2023).

Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary] / ed. E.F. Gubskoy, G.V. Korableva, V.A. Lutchenko. Moscow: Infra-M, 1998, 576 p.

Khodusov A.N., Kononova S.A. Missiya, tsennosti i smysly vospitaniya [Mission, values and meanings of education]. Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: Materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoy pamyati akademika V.A. Slastenina [Pedagogical education: challenges of the XXI century: Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference in memory of Academician V.A. Slastenin]. Voronezh, 2016, pp. 104-108. http://cppe.nspu.ru/file.php/1/83_Sbornik_IFMIEO_s_obl.pdf (accessed October 14, 2023).

Shmoylova N.A. Formirovanie tsennostnogo otnosheniya k zdorov'yu: psikhologo-pedagogicheskiy aspekt [Formation of a value attitude to health: psychological and pedagogical aspect]. Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detey i podrostkov, 2020, vol. 20, no. 3, pp. 76-88.


Просмотров аннотации: 86
Загрузок PDF: 29
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
Zinkevich, E., Oganov, S., & Yatsevich, N. (2024). ГОТОВНОСТЬ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ К ВОСПИТАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 16(3), 504-522. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2024-16-3-1173
Раздел
Здравоохранение и профилактическая медицина