ОСОБЕННОСТИ МЕЖСИСТЕМНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МОРФОТИПА И НЕЙРОДИНАМИКИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВЕСО-РОСТОВОГО ИНДЕКСА

  • Victor P. Maltsev Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» https://orcid.org/0000-0002-2453-6585
  • Alena A. Govorukhina Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» https://orcid.org/0000-0002-7466-2918
  • Oleg A. Malkov Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» https://orcid.org/0000-0002-0895-2079
Ключевые слова: антропометрические показатели, компонентный состав тела, нейродинамические показатели, студенты, Северный регион, межсистемные взаимосвязи

Аннотация

Цель. Изучить особенностей морфотипа, нейродинамики и их межсистемных взаимосвязей у студентов с разным уровнем весо-ростового индекса, проживающих в ХМАО-Югре.

Материалы и методы. Обследовано 174 студента первого курса Сургутского государственного педагогического университета: 33 юноши и 141 девушка. Исследование проведено на добровольной основе, с письменного информированного согласия на обследование. Оценивали антропометрические показатели, компонентный состав тела (Tanita BC-601), нейродинамические параметры («НС-ПсихоТест»). Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью пакета прикладных программ Statistica 7.0 (StatSoft, USA).

Результаты. Студенты с разным уровнем ИМТ существенно не отличались по длине тела. Различия в средних показателях массы тела обследованных студентов (с низкими и высокими значениями ИМТ) обусловлены сочетанным увеличением жировой (на 49,6%) и мышечной (34,3%) массы у юношей и преимущественным увеличением жировой массы тела (на 96,7%) у девушек, а также снижением содержания воды в организме (на 23,4% у девушек и 12,1% у юношей). Нейродинамические характеристики обследованных студентов отражают статистически большие скоростно-силовые показатели юношей при меньшей надёжности исполнительных систем нейродинамических реакций. Полученные результаты свидетельствуют о сильной зависимости показателей морфотипа и нейродинамики у обучающихся с низким ИМТ (R=0,77; χ2=78,527, p=0,016), и зависимости умеренной силы в группах со средним и высоким ИМТ (R=0,64; χ2=84,688, p=0,036 и R=0,61; χ2=78,040, p=0,028 соответственно).

Заключение. Значения морфологических показателей обследованных студентов отражают преобладание мезо- и макросоматотипов. Отмечено превалирование антропометрических показателей и больших скоростно-силовых показателей нейродинамики у юношей по сравнению с девушками. В комплексе морфологических и нейродинамических процессов исследованные студенты выступают гетерогенной группой, неоднородность которой обусловлено не только возрастно-половыми особенностями морфотипа и нейродинамики, но и их совместной взаимообусловленностью.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Victor P. Maltsev, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

канд. биол. наук, доцент, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Alena A. Govorukhina, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

д-р биол. наук, доцент, заведующая кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Oleg A. Malkov, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

д-р мед. наук, доцент, заведующий научной лабораторией «Биологические основы безопасности образовательного пространства»

Литература

Список литературы

Анищенко А.П., Архангельская А.Н., Гуревичи К.Г. и др. Особенности физического развития студентов вузов // Человек и его здоровье. 2016. № 2. С. 113–115.

Акопян А.Н., Субботина Р.А., Саноян Т.Р. Изменение психологических и психофизиологических показателей студентов в предэкзаменационной ситуации // Психология обучения. 2016. № 1. С. 57–67.

Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский И.Н., Ничипорук Н.Г. Биоимпедансометрия как метод оценки компонентного состава тела человека (обзор литературы) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. 2017. Т. 12, № 4. С. 365-384.

Говорухина А.А., Муштай К.А. Влияние спортивной специализации на компонентный состав массы тела и антропометрические параметры девушек-студенток высшего педагогического учебного заведения // Человек. Спорт. Медицина. 2020, № 20 (4). С. 31-39.

Григорьев В.И., Кривощеков В.Г., Фофанов А.М., Миронова О.В. Особенности проявления физических способностей и физического развития студентов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 10 (176). С.107-110.

Гулин А.В., Шутова C.В., Муравьева И.В. Гендерные особенности скорости и точности сенсомоторных реакций студентов в течение учебного семестра // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2013. Т. 21, № 4 (147). С. 170-177.

Гурьева А.Б., Алексеева В.А., Петрова П.Г. Половые особенности компонентного состава тела и биоимпедансных параметров у студентов медицинского института СВФУ // Фундаментальные исследования. 2015. № 1-5. С. 929-932.

Изатулин В.Г., Карабинская О.А., Калягин А.Н. Психофизиологические свойства личности и их влияние на процесс адаптации студентов к образовательной среде // Сибирский медицинский журнал. 2015. Т. 136, № 5. С. 130-132.

Козулько А.Н. Особенности морфофункционального статуса студентов Брестского государственного технического университета // Прикладная спортивная наука. 2017. 1 (5). С. 53-59.

Красильникова В.А., Айзман Р.И. Морфофункциональные показатели первокурсников тувинского государственного университета из городской и сельской местности // Science for Education Today. 2017. № 7 (5). С. 178-192.

Лебедев А.В., Рубанович В.Б., Айзман Н.Г., Айзман Р.И. Морфо-функциональные особенности студентов первого курса педагогического вуза // Science for Education Today. 2014. № 1 (17). С. 128-141.

Лезарева Т.А., Лытаев С.А. Об эффективности механизмов психофизиологической адаптации в динамике учебно-образовательного процесса // Педиатр. 2019. № 10 (6). С. 62-72.

Мальцев В.П. Гендерные особенности психофизиологической адаптации студентов заочного обучения в условиях учебной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т.7, № 3 (24). С. 345-348.

Марасанов А.В., Вальцева Е.А. Феномика. Этиология функциональных состояний организма человека при действии факторов окружающей среды // Гигиена и санитария. 2017. T. 96, № 10. C. 1004-1009.

Негашева М.А., Манукян А.С. Комплексный подход к изучению морфофизиологической и психологической адаптации юношей и девушек – студентов московских университетов // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2016. № 2. С. 49-58.

Синева И.М., Негашева М.А., Попов Ю.М. Сравнительный анализ уровня физического развития студентов разных городов России // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2017. № 4. C. 17-27.

Тепляков А.А., Шамилина А.И., Якушина О. А. и др. Региональные нормативы физического развития детей пришлого населения среднего Приобья и их сравнительный анализ // Медицина и образование в Сибири. 2015. № 3. С. 72.

Филатова О.В., Третьякова И.П., Ковригин А.О. Компонентный состав тела и параметры обмена веществ у девушек с различными эволютивными конституциональными типами // Экология человека. 2021. № 2. С. 20–27.

Шутова С.В., Муравьева И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС // Вестник ТГУ. 2013. Т. 18, № .5. С. 2831- 2840.

Abrignani M.G., Lucà F., Favilli S., Benvenuto M. et. al. Lifestyles and Cardiovascular Prevention in Childhood and Adolescence // Pediatric Cardiology, 2019, vol. 40(6), рр. 1113-1125. https://doi.org/ 10.1007/s00246-019-02152-w

Alison M.H., Seung-Lark L. Temporal Dynamics of Sensorimotor Networks in Effort-Based Cost-Benefit Valuation: Early Emergence and Late Net Value Integration // Journal of Neuroscience. 2016, vol. 36, pp. 7167-7183. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.4016-15.2016

Burns R., Hannon J.C., Brusseau T.A. et. al. Indices of abdominal adiposity and cardiorespiratory fitness test performance in middle-school students // Journal of Obesity. 2013. vol. 2013, Article ID 912460, 8 p. https://doi.org/ 10.1155/2013/912460

Frydrych L.M., Bian G., O’Lone D.E., Ward P.A. et. al. Obesity and type 2 diabetes mellitus drive immune dysfunction, infection development, and sepsis mortality // J Leukoc Biol. 2018, vol. 104(3), pp. 525-534. https://doi.org/ 10.1002/JLB.5VMR0118-021RR.

Kolb R., Sutterwala F.S., Zhang W. Obesity and cancer: inflammation bridges the two // Curr Opin Pharmacol., 2016, vol. 29, pp. 77-89. https://doi.org/ 10.1016/j.coph.2016.07.005

Szmodis M., Szmodis I., Farkas A. et. al. The Relationship between Body Fat Percentage and Some Anthropometric and Physical Fitness Characteristics in Pre- and Peripubertal Boys // Int J Environ Res Public Health, 2019, vol. 16(7), pp. 1077. https://doi.org/ 10.3390/ijerph16071170

Memisevic H., Djordjevic M. Visual-Motor Integration in Children with Mild Intellectual Disability: A Meta-Analysis // Perceptual and motor skills, 2018, vol. 125(4), pp. 696-717. https://doi.org/10.1177/0031512518774137

Palomino-Devia C., González-Jurado J.A., Ramos-Parraci C.A. Body composition and physical fitness in Colombian high school students from Ibagué // Biomedica, 2017, vol. 37(3), pp. 408-415. https://doi.org/ 10.7705/biomedica.v37i3.3455

Quail D.F., Dannenberg A.J. The obese adipose tissue microenvironment in cancer development and progression // Nat Rev Endocrinol. 2019, vol. 15(3), pp. 139-154. https://doi.org/10.1038/s41574-018-0126-x

References

Anishchenko A.P., Arkhangelskaya A.N., Gurevich K.G. et al. Features of Physical Development of University Students. Chelovek i ego zdorov’ye [Man and his Health], 2016, no. 2, pp. 113–115.

Akopyan A.N., Subbotina R.A., Sanoyan T.R. [Change in psychological and psychophysiological indicators of students in a pre-examination situation. Psihologiya obucheniya [Psychology of learning], 2016, no. 1, pp. 57-67.

Gajvoronskij I.V., Nichiporuk G.I., Gajvoronskij I.N., Nichiporuk N.G. Bioimpedansometry as a method for assessing the component composition of the human body (literature review). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Medicina [Bulletin of St. Petersburg University. The medicine], 2017, vol. 12 (4), pp. 365-384.

Govorukhina A.A., Mushtay K.A. The influence of sport specialization on the component composition of body weight and anthropometric parameters of female students of higher educational institution. Chelovek. Sport. Medicina [Human. Sport. Medicine], 2020, vol. 20 (4), pp. 31-39.

Grigor’ev V.I., Krivoshchekov V.G., Fofanov A.M., Mironova O.V., SHaronova A.V. Features of the manifestation of physical abilities and physical development of students. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft], 2019, vol. 10 (176), pp. 107-110.

Gulin A.V., Shutova S.V., Murav’eva I.V. Gender characteristics of the speed and accuracy of sensorimotor reactions of students during the academic semester. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Medicina. Farmaciya [Scientific bulletin of Belgorod State University. Series: Medicine. Pharmacy], 2012, vol. 21 (4.147), pp. 170-177.

Gur’eva A.B., Alekseeva V.A., Petrova P.G. Sexual characteristics of body composition and bioimpedance parameters in students of the Medical Institute of the North-Eastern Federal University. Fundamental’nye issledovaniya [Basic research], 2015, no. 1-5, pp. 929-932.

Izatulin V.G., Karabinskaya O.A., Kalyagin A.N. Psychophysiological properties of personality and their influence on the process of adaptation of students to the educational environment. Sibirskij medicinskij zhurnal [Siberian Medical Journal], 2015, vol. 136 (5), pp. 130-132.

Kozul’ko A.N. Features of the morphological and functional status of students of the Brest State Technical University. Prikladnaya sportivnaya nauka [Applied Sports Science], 2017, no. 1-5, pp. 53-59.

Krasilnikova V.A., Aizman R.I. Morphofunctional indicators of first-year students of Tuva State University from urban and rural areas. [Science for Education Today], 2017, vol. 7 (5), pp. 178-192.

Lebedev A.V., Rubanovich V.B., Aizman N.G., Aizman R.I. Morpho-functional features of first year students of pedagogical university. [Science for Education Today], 2014, vol. 1 (17), pp. 128-141.

Lazareva T.A., Lytaev S.A. On the effectiveness of the mechanisms of psychophysiological adaptation in the dynamics of the educational process. Pediatr [Pediatrician], 2019, vol.10 (6), pp. 62-72.

Mal’cev V.P. Gender characteristics of psychophysiological adaptation of distance learning students in the context of educational activities. [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology], 2018, vol. 7 (3), pp. 345-348.

Marasanov A.V., Valtseva E.A. Phenomics. Etiology of functional states of human organism under the action of environmental factors. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation], 2017, vol. 96, no.10, pp. 1004-1009.

Negasheva M.A., Manukyan A.S. An integrated approach to the study of morphophysiological and psychological adaptation of boys and girls - students of Moscow universities. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 23. Antropologiya [Moscow University Bulletin. Episode 23. Anthropology], 2016, no. 2, pp. 49-58.

Sineva I.M., Negasheva M.A., Popov Y.M. Comparative analysis of the level of physical development of students in different cities of Russia. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 23. Antropologiya [Bulletin of Moscow University. Series 23. Anthropology], 2017, no. 4, pp. 17-27.

Teplyakov A.A., Shamilina A.I., Yakushina O.A. et al. Regional norms of physical development of children of the middle Ob’ population and their comparative analysis. Medicina i obrazovanie v Sibiri [Medicine and Education in Siberia], 2015, no. 3, pp. 72.

Filatova O.V., Tretyakova I.P., Kovrigin A.O. Body Composition and Metabolic Parameters in Girls with Different Somatotypes. Ekologiya cheloveka [Human Ecology], 2021, no. 2, pp. 20-27.

Shutova S.V., Murav’eva I.V. Sensomotor reactions as a characteristic of the functional state of the central nervous system. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta [Tyumen State University Bulletin], 2013, vol. 18 (5), pp. 2831-2840.

Abrignani M.G., Lucà F., Favilli S., Benvenuto M. et. al. Lifestyles and Cardiovascular Prevention in Childhood and Adolescence. Pediatric Cardiology, 2019, vol. 40(6), рр. 1113-1125. https://doi.org/ 10.1007/s00246-019-02152-w

Alison M.H., Seung-Lark L. Temporal Dynamics of Sensorimotor Networks in Effort-Based Cost-Benefit Valuation: Early Emergence and Late Net Value Integration. Journal of Neuroscience. 2016, vol. 36, pp. 7167-7183. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.4016-15.2016

Burns R., Hannon J.C., Brusseau T.A. et. al. Indices of abdominal adiposity and cardiorespiratory fitness test performance in middle-school students. Journal of Obesity. 2013. vol. 2013. https://doi.org/ 10.1155/2013/912460

Frydrych L.M., Bian G., O’Lone D.E., Ward P.A. et. al. Obesity and type 2 diabetes mellitus drive immune dysfunction, infection development, and sepsis mortality. J Leukoc Biol. 2018, vol. 104(3), pp. 525-534. https://doi.org/ 10.1002/JLB.5VMR0118-021RR

Kolb R., Sutterwala F.S., Zhang W. Obesity and cancer: inflammation bridges the two. Curr Opin Pharmacol. 2016, vol. 29, pp. 77-89. https://doi.org/ 10.1016/j.coph.2016.07.005

Szmodis M., Szmodis I., Farkas A. et. al. The Relationship between Body Fat Percentage and Some Anthropometric and Physical Fitness Characteristics in Pre- and Peripubertal Boys. Int J Environ Res Public Health. 2019, vol. 16(7), pp. 1077. https://doi.org/10.3390/ijerph16071170

Memisevic H., Djordjevic M. Visual-Motor Integration in Children with Mild Intellectual Disability: A Meta-Analysis. Perceptual and motor skills. 2018, vol. 125(4), pp. 696-717. https://doi.org/10.1177/0031512518774137

Palomino-Devia C., González-Jurado J.A., Ramos-Parraci C.A. Body composition and physical fitness in Colombian high school students from Ibagué. Biomedica. 2017, vol. 37(3), pp. 408-415. https://doi.org/ 10.7705/biomedica.v37i3.3455

Quail D.F., Dannenberg A.J. The obese adipose tissue microenvironment in cancer development and progression. Nat Rev Endocrinol. 2019, vol. 15(3), pp.139-154. https://doi.org/10.1038/s41574-018-0126-x


Просмотров аннотации: 137
Загрузок PDF: 132
Опубликован
2022-07-30
Как цитировать
Maltsev, V., Govorukhina, A., & Malkov, O. (2022). ОСОБЕННОСТИ МЕЖСИСТЕМНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МОРФОТИПА И НЕЙРОДИНАМИКИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВЕСО-РОСТОВОГО ИНДЕКСА. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14(3), 123-142. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-3-123-142
Раздел
Биологические исследования