ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОРМОНОВ СТРЕССА И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩЕЙСЯ СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19

  • Liudmila G. Klimatckaia Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева» https://orcid.org/0000-0001-8926-2901
  • Anna A. Dyachuk Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева» https://orcid.org/0000-0003-1376-9014
  • Daria V. Kuzina Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева» http://orcid.org/0000-0002-2661-572X
  • Julia Ju. Bocharova Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева» https://orcid.org/0000-0001-8626-7977
  • Andrei I. Shpakou Гродненский государственный университет им. Янки Купалы https://orcid.org/0000-0003-4340-5211
  • Kseniya N. Skobeiko Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева»
Ключевые слова: гормоны стресса, копинг-стратегии, студенты, динамично меняющаяся ситуация пандемии COVID-19

Аннотация

Цель: выявить взаимосвязь гормонов стресса и копинг-стратегий у студентов в контексте динамично меняющейся ситуации пандемии COVID-19.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты педагогического вуза в возрасте 20–21 года (n=10), рандомизированная выборка из генеральной совокупности. Репертуар копинг-стратегий изучался с помощью стандартизированных опросных методов COPE и «Проактивный копинг». Катехоламины определялись в плазме крови методом высокоэффективной жидкостной хроматографии, глюкокортикоиды – хемилюминесцентным иммуноанализом на микрочастицах. Динамика показателей и их взаимосвязь рассматривалась на примере двух периодах изменения ситуации пандемии COVID-19.

Результаты. Анализ показателей гормонов стресса на двух этапах исследования позволяет утверждать, что студенты адаптировались к динамично меняющейся ситуации второго года пандемии. Ограничительные меры приводят к снижению дофамина (р<0,05), что соотносится с выбираемыми студентами стратегиями совладания со стрессом. Изучение взаимосвязи разными способами позволило выделить соотношение гормонов стресса с эмоционально-ориентированными копингами и уходом от стрессогенной ситуации.

Заключение. Полученные результаты подтверждают опосредованную роль гормонов стресса в выбираемых студентами копинг-стратегиях при динамично меняющейся ситуации пандемии COVID-19.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Liudmila G. Klimatckaia, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева»

доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы

Anna A. Dyachuk, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева»

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии

Daria V. Kuzina, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева»

кандидат педагогических  наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы

Julia Ju. Bocharova, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева»

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы

Andrei I. Shpakou, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры теории физической культуры и спортивной медицины

Kseniya N. Skobeiko, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева»

магистрант кафедры социальной педагогики и социальной работы

Литература

Список литературы

Белинская Е.П., Вечерин А.В. Адаптация диагностического инструментария: опросник «Проактивный копинг» // Социальная психология и общество. 2018. № 3 (9). С. 137–145. https://doi.org/10.17759/sps.2018090314

Бочарова Ю.Ю., Дьячук А.А., Климацкая Л.Г., Кузина Д.В., Черкасова Ю.А. Развитие субъектности студентов при совладении с трудной ситуацией перехода на дистанционное обучение в период пандемии // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева. 2021. № 2(56). С. 109–119. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-56-2-277

Ивашкина М.Г., Чернов Д.Н., Радчикова Н.П., Фурсов В.В., Есина С.В., Утробина В.Г., Саноян Т.Р., Тарасова А.Е., Субботина Р.А. Особенности копинг-стратегий у студентов различных медицинских факультетов // Лечебное дело. 2020. №2. С. 120–126. https://doi.org/10.24411/2071-5315-2020-12220

Козлова Л.В., Костригин А.А. Стресс, вызванный угрозой заражения коронавирусом, и преобладающие копинг-стратегии у молодежи // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2020. №4. С. 33–48.

Корниенко Д.С., Козлов А.И., Отавина М.Л. Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей // Гигиена и санитария. 2016. № 6 (95). С. 577–581. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-6-577-581

Медникова Е.С. Взаимосвязь психологического и физиологического стресса: теоретический обзор исследований // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 74-8. С. 37–41. https://doi.org/10.18411/lj-06-2021-301

Миронова О.И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 159–170. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-1-159-170

Станишевская Ж. Стресс, индивид, личность. От дистресса к эустрессу // Studia Humanitatis: международный электронный журнал. 2020. №1. http://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/staniszewska_z.pdf (дата обращения 5.03.2022).

Рассказова И.Е., Гордеева Т.О., Осин Е.Н Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2013. №1(10). С. 82–118.

Човдырова Г.С., Пяткина О.А. Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26. №1(84). С. 41–47. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2021-11005

Юматов Е.А. Диалектика эмоционального стресса // Вестник Международной академии наук (русская секция). 2020. №1. С. 31–35.

Elsalem L., Al-Azzam N., Jum’ah A.A., Obeidat N., Sindiani A.M., Kheirallah K.A. Stress and behavioral changes with remote E-exams during the Covid-19 pandemic: A cross-sectional study among undergraduates of medical sciences // Annals of Medicine and Surgery, 2020, vol. 60, рр. 271–279. https://doi.org/10.1016/j.amsu.2020.10.058

Frydenberg E., Lewis R. Adolescent coping styles and strategies: Is there functional and dysfunctional coping? // Australian Journal of Guidance and Counseling, 1991, no.1, рр. 1-8. https://doi.org/10.1017/S1037291100002351

Higuchi D., Echigo A. Characteristics of coping strategies and the relationships between coping strategies and stress reactions in physical therapy students during clinical practice // J Phys Ther Sci, 2016, vol. 28 no. 10, рр. 2867–2870. https://doi.org/10.1589/jpts.28.2867

Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York: Springer publishing company. Edition XIII, 2015. 445 р.

Păduraru M.E. Coping strategies for exam stress // Mental Health: Global Challenges Journal, 2018, vol. 1, no. 1, pp. 64–66. DOI: 10.32437/mhgcj.v1i1.26

Prilutskaya M., Mendualieva T., Corazza O. Emotional reactions and coping strategies of medical students during the COVID-19 pandemic: an online cross-sectional study // Science & Healthcare. 2020, vol. 22, no. 4. pp. 5–14. https://doi.org/10.34689/SH.2020.22.4.001

Saxena Y., Shrivastava A., Singh P. Medical education gender correlation of stress levels and sources of stress among first year students in a medical college // Indian Journal Physiology Pharmacol, 2014, vol. 58, no. 2, pp. 147–151.

Šimić, N., Manenica, I. Exam experience and some reactions to exam stress // Human Physiology, 2012, vol. 38, pp. 67–72. https://doi.org/10.1134/S0362119712010161

Siwik C, Hicks A, Phillips K, Rebholz WN, Zimmaro LA, Weissbecker I, Cash E, Sephton SE. Impact of coping strategies on perceived stress, depression, and cortisol profiles among gynecologic cancer patients.// J Health Psychol, 2020, vol. 25, no. 7, pp. 993-1003. https://doi.org/10.1177/1359105317740737

References

Belinskaya, E.P., Veсherin, A.V. Adaptaciya diagnosticheskogo instrumentariya: oprosnik Proaktivnyj koping [Adaptation of Proactive coping inventory]. Sotsialnaia psikhologiia i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2018, vol. 9, no.3, pp. 137–145. https://doi.org/10.17759/sps.2018090314

Bocharova Yu.Yu., Dyachuk A.A., Klimatskaya L.G., Kuzina D.V., Cherkasova Yu.A. Razvitie subyektnosti studentov pri sovladenii s trudnoy situatsiyey perekhoda na distantsionnoye obucheniye v period pandemii [Possibilities to develop personal agency in students dealing with a difficult situation of shifting towards distance learning during the pandemic]. Vestnik KGPU im.V.P.Astafyeva [Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev], 2021, vol. 56, no.2, pp. 109–119. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-56-2-277

Ivashkina M.G., Chernov D.N., Radchikova N.P., Fursov V.V., Yesina S.V., Utrobina V.G., Sanoyan T.R., Tarasova A.Ye., Subbotina R.A. Osobennosti koping-strategiy u studentov razlichnykh meditsinskikh fakultetov [The features of coping strategies among students of different medical faculties]. Lechebnoye delo [Clinical practice], 2020, no. 2, pp. 120–126. https://doi.org/10.24411/2071-5315-2020-12220

Kozlova L.V., Kostrigin A.A. Stress, vyzvannyy ugrozoy zarazheniya koronavirusom, i preobladayushchiye koping-strategii u molodezhi [Stress caused by the threat of coronavirus infection and dominant coping strategies in youth]. Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoy Sibiri [The bulletin on pedagogics and psychology of Southern Siberia], 2020, no.4, pp. 33–48.

Korniyenko D.S., Kozlov A.I., Otavina M.L. Vzaimosvyaz samootsenok zdorovya i psikhologicheskogo blagopoluchiya u prakticheski zdorovykh i imeyushchikh khronicheskiye zabolevaniya molodykh lyudey [Relationship between self-assessments of health and psychological well-being in nearly healthy and chronically ill young adults]. Gigiyena i sanitariya [Hygiene and Sanitation], 2016, vol. 95 no. 6, pp. 577–581. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-6-577-581

Mednikova Ye.S. Vzaimosvyaz psikhologicheskogo i fiziologicheskogo stressa: teoreticheskiy obzor issledovaniy [The Relationship between psychological and physiological stress: a theoretical review of research]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in Science And Education], 2021, no. 74-8. pp. 37–41. https://doi.org/10.18411/lj-06-2021-301

Mironova O.I. Podkhody k izucheniyu ekzamenatsionnogo stressa u studentov [Approaches to the study of examination stress in students]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya [Pedagogy and Psychology of Education], 2021, no. 1. pp. 159–170. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-1-159-170

Staniszewska Z. Stress, individ, lichnost. Ot distressa k eustressu [Stress, the individual, the personality. From distress to eustress]. Studia Humanitatis, 2020, no. 1. URL: http://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/staniszewska_z.pdf. (accessed March 5, 2022).

Rasskazova I.Ye., Gordeyeva T.O., Osin Ye.N. Koping-strategii v structure deyatelnosti i samoregulyatsii: psikhometricheskie kharakteristiki i vozmozhnosti primeneniya metodiki COPE [Coping strategies in the structure of activity and self-regulation: psychometric properties and applications of the COPE inventory]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2013, vol.10, no. 1, pp. 82–118.

Chovdyrova G.S., Pyatkina O.A. Koping-strategii lichnosti pri adaptatsii k stress [Coping Strategies of an Individual when Adapting to Stress]. Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh [Psychopedagogy in Law Enforcement], 2021, vol. 26, no. 1, pp. 41–47. https://doi.org/10. 24411/1999-6241-2021-11005

Yumatov Ye.A. Dialektika emotsionalnogo stressa [Dialectics of Emotional Stress]. Vestnik Mezhdunarodnoy Akademii nauk (russkaya sektsiya) [Herald of the International Academy of Science. Russian Section], 2020, no.1, pp. 31–35.

Elsalem L., Al-Azzam N., Jum’ah A.A., Obeidat N., Sindiani A.M., Kheirallah K.A. Stress and behavioral changes with remote E-exams during the Covid-19 pandemic: A cross-sectional study among undergraduates of medical sciences. Annals of Medicine and Surgery, 2020, vol. 60, pp. 271–279. https://doi.org/10.1016/j.amsu.2020.10.058

Frydenberg E., Lewis R. Adolescent coping styles and strategies. Is there functional and dysfunctional coping? Australian Journal of Guidance and Counseling, 1991, no.1, рр. 1-8. https://doi.org/10.1017/S1037291100002351.

Higuchi D., Echigo A. Characteristics of coping strategies and the relationships between coping strategies and stress reactions in physical therapy students during clinical practice. Journal of Physical Therapy Science, 2016, vol. 28, no. 10, pp. 2867–2870. https://doi.org/10.1589/jpts.28.2867

Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. NY: Springer publishing company. Edition XIII, 2015, 445 р.

Păduraru M.E. Coping strategies for exam stress. Mental Health: Global Challenges Journal, 2018, vol. 1, no. 1, pp. 64–66. https://doi.org/10.32437/mhgcj.v1i1.26

Prilutskaya M., Mendualieva T., Corazza O. Emotional reactions and coping strategies of medical students during the covid-19 pandemic: an online cross-sectional study. Science & Healthcare, 2020, vol. 22, no. 4. pp. 5–14. https://doi.org/10.34689/SH.2020.22.4.001

Saxena Y., Shrivastava A., Singh P. Medical education gender correlation of stress levels and sources of stress among first year students in a medical college. Indian Journal Physiology Pharmacol, 2014, vol. 58, no. 2, pp. 147–151.

Šimić N., Manenica I. Exam experience and some reactions to exam stress. Human Physiology, 2012, vol. 38, pp. 67–72. https://doi.org/10.1134/S036211971 2010161

Siwik C., Hicks A., Phillips K., Rebholz WN., Zimmaro LA., Weissbecker I., Cash E., Sephton SE. Impact of coping strategies on perceived stress, depression, and cortisol profiles among gynecologic cancer patients. J Health Psychol, 2020, vol. 25, no. 7. pp. 993-1003. https://doi.org/10.1177/1359105317740737


Просмотров аннотации: 217
Загрузок PDF: 185
Опубликован
2022-08-30
Как цитировать
Klimatckaia, L., Dyachuk, A., Kuzina, D., Bocharova, J., Shpakou, A., & Skobeiko, K. (2022). ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОРМОНОВ СТРЕССА И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩЕЙСЯ СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14(4), 53-72. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-4-53-72
Раздел
Здравоохранение и профилактическая медицина