ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ, МАТЕРИ КОТОРЫХ В ДОГРАВИДАРНОМ ПЕРИОДЕ ПРОЖИВАЛИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

  • Kepiya T. Temirkhanova ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России https://orcid.org/0000-0003-2555-6737
  • Larisa E. Deryagina Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя https://orcid.org/0000-0001-5522-5950
  • Elena D. Pyatibrat Военно-медицинская Академия имени С. М. Кирова https://orcid.org/0000-0003-4070-5374
  • Aleksandr O. Pyatibrat ФГБУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, террористический акт, витальный стресс, психическая травма, психофизиологический статус, психодиагностика, подростки

Аннотация

Актуальность. Военные конфликты по всему миру продолжают неуклонный рост в последние десятилетия. Боевые действия, проходящие в населенных пунктах, вблизи жилых застроек не могут не затрагивать мирное население. Нахождение на территории проводимой военной операции связано с угрозой жизни, что является мощнейшим стрессором и при определённых условиях может вызывать нарушения регуляций функциональных систем организма, приводящих впоследствии к формированию нозологии.

Цель. Определить особенности психофизиологического статуса, у подростков, матери которых проживали в зоне вооруженных конфликтов во время военных действий.

Материалы и методы. Проведен анализ особенностей личностных характеристик, уровня депрессии и подвижности нервных процессов у подростков, сыновей женщин, находившихся в догравидарном периоде в зоне военного конфликта, где пережили психическую травму, связанную с угрозой жизни. Выполнение поставленных задач обеспечено анализом показателей нейродинамических свойств центральной нервной системы полученных с помощью аппаратно-программного комплекса, результатов психодиагностических методик, проведенных бланковым методом у 548 девочек в возрасте от 11 до 14 лет (270 группа наблюдения и 278 группа контроля) и 1090 мальчиков в возрасте от 13 до 17 лет (376 группа наблюдения и 614 группа контроля).

Результаты. Подростки, дети женщин, проживавших в зоне военного конфликта с характеризовались достоверно большей частотой проявления легкой и маскированной депрессии, чем в группе подростков группы контроля. Среди всех наблюдаемых подростков тяжелой формы депрессии выявлено не было.

Среди подростков, детей женщин, переживших стресс угрозы жизни у девочек, определялось превалирование преждевременных реакций на движущийся объект, в тоже время у мальчиков превалирование запаздывания в сравнении с подростками группы контроля. У мальчиков и девочек анализируемой выборки, определялся высокий уровень нейротизма, совместно с интраверсией. Мальчики этой группы отличались неуверенностью в своих силах, эмоциональной лабильностью, ранимостью, обидчивостью и подозрительностью, в более раннем возрасте мальчики анализируемой выборки менее агрессивны, относительно сверстников из группы контроля. Для девочек анализируемой выборки характерны холодность, формальность в контактах и деструтивная позиция в конфликтах.

Заключение. Нахождение матерей в догравидарном периоде в зоне военного конфликта, сопряженное с высоким психоэмоциональными напряжением, приводит к особенностям психофизиологического функционирования их детей. Получены данные, позволяющие говорить о гендерных различиях нейродинамических характеристик: у девочек преобладали процессы возбуждения, у мальчиков – процессы торможения. При идентично высоких показателях нейротизма-интроверсии девочки отличались более высокими показателями агрессивности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Kepiya T. Temirkhanova, ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России

канд. мед. наук, врач по медико-социальной экспертизе специалист экспертного состава №6

Larisa E. Deryagina, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя

д-р мед. наук проф.

Elena D. Pyatibrat, Военно-медицинская Академия имени С. М. Кирова

д-р мед. наук, доцент кафедры госпитальной терапии

Aleksandr O. Pyatibrat, ФГБУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

д-р мед. наук доц., профессор кафедры экстремальной медицины, травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии

Литература

Список литературы

Быховец Ю.В., Казымова Н.Н. Современные отечественные исследования психологических факторов переживания террористической угрозы // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 3. С. 22-30.

Быховец Ю.В., Падун М.А. Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 78-89.

Ениколопов С.Н., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Психологические аспекты аутоагрессивного поведения при депрессиях юношеского возраста //Актуальная Психология. 2019. № 2. С. 115-122.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 388 с.

Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них. Утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ № 1346н от 21 декабря 2012 г. // Российская газета (спец. выпуск). № 6066, 25.04.2013.

Рокицкая Ю.А. Психодиагностика: учебник для вузов; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск: Изд-во «Библиотека А. Миллера», 2021. 140 с.

Салехов С.А., Абдуллоев С.М., Салехова Д.С., Максимюк Н.Н. Взаимосвязь психофизиологических и патогенетических механизмов влияния стресса беременных на развитие ожирения // Вестник психофизиологии. 2021. № 3. С. 152-156.

Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса (интегративный подход) : автореферат дис. ... доктора психологических наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2008. 50 с.

Темирханова К.Т., Цикунов С.Г., Мельнов С.Б., Пятибрат А.О., Пятибрат Е.Д. Влияние перенесенного витального стресса на формирование патохарактерологических нарушений у женщин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. 2017. Т. 12. № 3. С. 278-288.

Ушаков И.Б., Бубеев Ю.А. Стресс смертельно опасных ситуаций - особый вид стресса // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2011. № 4. С. 5-8.

Ушаков И.Б., Бубеев Ю.А., Ушаков Б.Н., Попов В.И. Психофизиологические механизмы адаптации при стрессе смертельно опасных состояний // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2012. Т. 11. № 4. С. 1127-1130.

Хван А.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки / А.А. Хван, Ю.А. Зайцев, Ю.А. Кузнецова // Психологическая диагностика. 2008. № 1. С. 35–58.

Beck A.T. et al. An inventory for measuring depression // Archives of general psychiatry. 1961. Vol. 4. P. 561–571. https://doi.org/10.1001/archpsyc.1961.01710120031004

Howerton C.L., Morgan C.P., Fischer D.B., Bale T. O-GlcNAc transferase (OGT) as a placental biomarker of maternal stress and reprogramming of CNS gene transcription in development // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. Vol. 110(13). P. 5169-5174. https://doi.org/10.1073/pnas.1300065110

Kovacs M. The children’s depression inventory. New York: Multi-Health Systems, 1992. 6 p.

Morrison K., Rodgers A., Morgan C.P., Bale T. Epigenetic mechanisms in pubertal brain maturation // Neuroscience. 2014. Vol. 264. P. 17-24. https://doi.org/10.1016/j.neuroscience.2013.11.014

Walker D.M. et al. Paternal transmission of stress-induced phenotypes are transmitted via male germ cells. Soc Neurosci Abs. 2015. P. 504–505.

References

Bykhovets Yu.V., Kazymova N.N. Psikhologicheskiy zhurnal, 2019, vol. 40, no. 3, pp. 22-30.

Bykhovets Yu.V., Padun M.A. Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya, 2019, vol. 8, no. 1, pp. 78-89.

Enikolopov S.N., Medvedeva T.I., Vorontsova O.Yu., Kaz’mina O.Yu. Aktual’naya Psikhologiya, 2019, no. 2, pp. 115-122.

Nasledov A.D. Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dannykh [Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data]. SPb.: Rech’, 2004, 388 p.

Poryadok prokhozhdeniya nesovershennoletnimi meditsinskikh osmotrov, v tom chisle pri postuplenii v obrazovatel’nye uchrezhdeniya i v period obucheniya v nikh. Utverzhden Prikazom Ministerstva zdravookhraneniya RF № 1346n ot 21 dekabrya 2012 g. [The procedure for the passage of medical examinations by minors, including upon admission to educational institutions and during the period of study in them. Approved by Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 1346n of December 21, 2012]. Rossiyskaya gazeta, no. № 6066, 25.04.2013.

Rokitskaya Yu.A. Psikhodiagnostika [Psychodiagnostics]; Yuzhno-Ural’skiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet. South Ural State Humanitarian Pedagogical University. Chelyabinsk: A. Miller Library Publishing House, 2021, 140 p.

Salekhov S.A., Abdulloev S.M., Salekhova D.S., Maksimyuk N.N. Vestnik psikhofiziologii, 2021, no. 3, pp. 152-156.

Tarabrina N.V. Psikhologiya posttravmaticheskogo stressa (integrativnyy podkhod) [Psychology of post-traumatic stress (integrative approach)]. St. Petersburg, 2008, 50 p.

Temirkhanova K.T., Tsikunov S.G., Mel’nov S.B., Pyatibrat A.O., Pyatibrat E.D. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Meditsina, 2017, vol. 12, no. 3, pp. 278-288.

Ushakov I.B., Bubeev Yu.A. Mediko-biologicheskie i sotsial’no-psikhologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychaynykh situatsiyakh, 2011, no. 4, pp. 5-8.

Ushakov I.B., Bubeev Yu.A., Ushakov B.N., Popov V.I. Sistemnyy analiz i upravlenie v biomeditsinskikh sistemakh, 2012, vol. 11, no. 4, pp. 1127-1130.

Khvan A.A., Zaytsev Yu.A., Kuznetsova Yu.A. Psikhologicheskaya diagnostika, 2008, no. 1, pp. 35–58.

Beck A.T. et al. An inventory for measuring depression. Archives of general psychiatry, 1961, vol. 4, pp. 561–571. https://doi.org/10.1001/archpsyc.1961.01710120031004

Howerton C.L., Morgan C.P., Fischer D.B., Bale T. O-GlcNAc transferase (OGT) as a placental biomarker of maternal stress and reprogramming of CNS gene transcription in development. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2013, vol. 110(13), pp 5169-5174. https://doi.org/10.1073/pnas.1300065110

Kovacs M. The children’s depression inventory. New York: Multi-Health Systems, 1992, 6 p.

Morrison K., Rodgers A., Morgan C.P., Bale T. Epigenetic mechanisms in pubertal brain maturation. Neuroscience, 2014, vol. 264, pp. 17-24. https://doi.org/10.1016/j.neuroscience.2013.11.014

Walker D.M. et al. Paternal transmission of stress-induced phenotypes are transmitted via male germ cells. Soc Neurosci Abs., 2015, pp. 504–505.


Просмотров аннотации: 113
Загрузок PDF: 120
Опубликован
2022-10-30
Как цитировать
Temirkhanova, K., Deryagina, L., Pyatibrat, E., & Pyatibrat, A. (2022). ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ, МАТЕРИ КОТОРЫХ В ДОГРАВИДАРНОМ ПЕРИОДЕ ПРОЖИВАЛИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14(5), 208-225. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-5-208-225
Раздел
Здравоохранение и профилактическая медицина