УРОКИ ПАНДЕМИИ: ТРЕНДЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ COVID-19

  • Irina A. Soloveva Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-1999-9534
  • Elena A. Yuryeva Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации https://orcid.org/0000-0003-0390-1042
  • Tatyana V. Kustova Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-7284-6924
  • Anna V. Belyaeva Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет» https://orcid.org/0000-0001-8151-9936
  • Oksana V. Tkachenko Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации; федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» https://orcid.org/0000-0001-9735-0442
  • Artem N. Narkevich Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-1489-5058
Ключевые слова: медицинское образование, новая коронавирусная инфекция, цифровизация образования, дистанционное обучение, электронная образовательная среда

Аннотация

Начало пандемии COVID-19 и ответные меры институтов здравоохранения, направленные на снижение темпов распространения болезни, потребовали немедленного изменения традиционного подхода к образованию, особенно медицинского. На фоне жестких ограничений при реализации образовательных программ – нормативных, ситуативных и управленческих – перед университетами остро встал вопрос об имеющихся возможностях освоения компетенций образовательного стандарта в удаленном формате. Вынужденные экстренные изменения в подходах, формах, методах обучения позволили преодолеть кризис в сфере медицинского образования. В статье выделены основные тенденции медицинского образования, сформировавшиеся в период кризиса, связанного с новой коронавирусной инфекцией.

Целью представленной работы является определение основных трендов цифровизации медицинского образования в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.

Применены методы сравнительного анализа, описания и предметного моделирования показателей, фиксируемых в электронной образовательной среде Университета, за период 2020 года, а также использованы сведения Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

В качестве результатов определены основные тренды цифровизации медицинского образования в период повышенной готовности на примере COVID-19: внедрение онлайн-образования; персонализация медицинского образования; трансформация рабочего времени и пересмотр практики управления процессами в университете.

Обозначенные тренды обусловили сохранность качества подготовки кадров для практического здравоохранения и явились новой отправной точкой в стратегии развития медицинского образования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Irina A. Soloveva, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

доктор медицинских наук, доцент, проректор по учебной, воспитательной работе и молодежной политике

Elena A. Yuryeva, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

 кандидат медицинских наук, доцент, директор института последипломного образования

Tatyana V. Kustova, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

кандидат медицинских наук, заместитель директора института последипломного образования

Anna V. Belyaeva, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет»

старший преподаватель

Oksana V. Tkachenko, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации; федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет»

преподаватель; аспирант

Artem N. Narkevich, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

доктор медицинских наук, доцент, декан лечебного факультета

Литература

Список литературы

Адаптация высшего медицинского образования в условиях цифровизации здравоохранения / Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И. // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 105-115.

Влияние пандемии на спрос на дистанционные образовательные услуги / Шайхутдинова К.Р., Попугаева А.А., Волковская С.Н., Пантелеева Н.Д. // Инновационные подходы в высшем образовании в сфере компьютерных наук: Материалы III Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2022. С. 95-97.

Глазьев С.Ю. Перспективы становления в мире нового VI технологического уклада // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2010. № 2. С. 4-10.

Гостенина В.И. Влияние вызовов и угроз пандемии на управление организацией во, трансформацию субъектов образовательного процесса // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5, № 1. С. 49-55.

Гузь Н.А. Тренды цифровизации высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. №2. С. 235-237.

Зайцева А.В. Современные тенденции в онлайн-образовании в России // Стратегия формирования экосистемы цифровой экономики: сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. С. 96-100.

Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждение в Институте экономики. М.: Экономика, 1989. 523 с.

Нигматуллина Ю.Ф. Цифровая экономика в России: Ключевые результаты оценки готовности страны к цифровой экономике // Перспективы развития Российской экономики в цифровую эпоху: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Общество с ограниченной ответственностью «Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2018. С. 100-102.

Пандемия covid-19: конец привычного мира? / Абрамов А.В., Багдасарян В.Э., Бышок С.О., Володенков С.В., Евстафьев Д.Г., Егоров В.Г., Комлева Н.А., Крамаренко Н.С., Манойло А.В., Михайлёнок О.М., Петренко А.И., Прокофьев В.Ф. // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 2. C. 1-81.

Паскова А.А. Технологии искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 3(42). С. 113-122.

Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16).

Сергеев Н.С., Онбыш А.В., Сергеева А.В. Реализация дистанционной формы обучения в медицинском вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7-4(109). С. 105-108.

Система LMS MOODLE в виртуальной образовательной среде / Соломатин К.В., Утемесов Р.М., Филимонова А.Ю., Шимко Е.А. // Высокопроизводительные вычислительные системы и технологии. 2019. Т. 3, № 1. С. 155-160.

Стародубцев В.А. Персонализация виртуальной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2015. №7. С. 24-29.

Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после неё. Аналитический доклад, 2020 г. URL: https://www.tsu.ru/upload/medialibrary/add/uroki-stress_testa-vuzy-v-usloviyakh-pandemii-i-posle-nee.pdf (дата обращения: 25.01.2022)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598.

Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 43 с.

Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / Клягин А.В., Абалмасова Е.С., Гарев К.В., Груздев И.А., Егоров А.А., Захарова У.С., Калинин Р.Г., Камальдинова Л.Р., Карлов И.А., Корнеева И.Е., Макарьева А.Ю., Минаева Е.А., Платонова Д.П., Семенова Т.В., Скокова Ю.А., Терентьев Е.А., Фрумин И.Д., Швиндт А.Н., Шибанова Е.Ю. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 112 с.

Application of digital edu-cation in undergraduate nursing and medical interns during the COVID-19 pandemic: A systematic review / Hao X., Peng X., Ding X., Qin Y., Lv M., Li J., Li K. // Nurse Education Today. 2022. №108. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2021.105183

Chandraa Y.W., Suyantoa S. Indonesian Chatbot of University Admission Using a Question Answering System Based on Sequence-to-Sequence Model // Procedia Computer Science. 2019. № 157. P. 367-374

References

Lazarenko V.A., Kaluckij P.V., Drjomova N.B., Ovod A.I. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2020, vol. 29, no. 1, pp. 105-115.

Shaykhutdinova K.R., Popugaeva A.A., Volkovskaya S.N., Panteleeva N.D. Innovatsionnye podkhody v vysshem obrazovanii v sfere komp’yuternykh nauk: Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative approaches in higher education in the field of computer science: Materials of the III International Scientific and Practical Conference]. Ekaterinburg, 2022, pp. 95-97.

Glaz’ev S.Yu. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) [MID (Modernization. Innovation. Development)], 2010, no. 2, pp. 4-10.

Gostenina V.I. Russian Economic Bulletin [Russian Economic Bulletin], 2022, vol. 5, no 1, pp. 49-55.

Guz N.A. Mir nauki, kul’tury, obrazovanija [The world of science, culture, education], 2020, no. 2, pp. 235-237.

Zaytseva A.V. Strategiya formirovaniya ekosistemy tsifrovoy ekonomiki: sbornik nauchnykh trudov 3-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Strategy for the formation of the digital economy ecosystem: collection of scientific papers of the 3rd International Scientific and Practical Conference]. Kursk, 2021, pp. 96-100.

Kondrat’ev N.D. Bol’shie cikly konjunktury: Doklady i ih obsuzhdenie v Institute ekonomiki [Big cycles of conjuncture: Reports and their discussion at the Institute of Economics]. Moscow: Ekonomika, 1989, 523 p.

Nigmatullina Yu.F. Perspektivy razvitiya Rossiyskoy ekonomiki v tsifrovuyu epokhu: Materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Prospects for the development of the Russian economy in the Digital Age: Materials of the All-Russian Scientific and Practical conference]. Saratov, 2018, pp. 100-102.

Abramov A.V., Bagdasarjan V.Je., Byshok S.O., Volodenkov S.V., Evstaf’ev D.G., Egorov V.G., Komleva N.A., Kramarenko N.S., Manojlo A.V., Mihajljonok O.M., Petrenko A.I., Prokof’ev V.F. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Regional University], 2020, no. 2, pp. 1-81.

Paskova A.A. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Maikop State Technological University], 2019, no. 3(42), pp. 113-122.

Pasport natsional’noy programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» [Passport of the national program “Digital Economy of the Russian Federation”] (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects on December 24, 2018 N 16).

Sergeev N.S., Onbysh A.V., Sergeeva A.V. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal [International Research Journal], 2021, no. 7-4(109), pp. 105-108.

Solomatin K.V., Utemesov R.M., Filimonova A.Yu., Shimko E.A. Vysokoproizvoditel’nye vychislitel’nye sistemy i tekhnologii [High-performance computing systems and technologies]. 2019, vol. 3, no. 1, pp. 155-160.

Starodubtsev V.A. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2015, no. 7, pp. 24-29.

Uroki «stress-testa»: vuzy v usloviyakh pandemii i posle nee. Analiticheskiy doklad, 2020 g. [Lessons of the «stress test»: universities in the context of a pandemic and after it. Analytical Report, 2020]. https://www.tsu.ru/upload/medialibrary/add/uroki-stress_testa-vuzy-v-usloviyakh-pandemii-i-posle-nee.pdf (accessed August 3, 2021).

Sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2012, no. 53, pp. 7598.

Tsifrovaya transformatsiya gosudarstvennogo upravleniya: mify i real’nost’ [Digital transformation of public administration: myths and reality]. Moscow: Izd. dom VShE, 2019, 43 p.

Klyagin A.V., Abalmasova E.S., Garev K.V., Gruzdev I.A., Egorov A.A., Zakharova U.S., Kalinin R.G., Kamal’dinova L.R., Karlov I.A., Korneeva I.E., Makar’eva A.Yu., Minaeva E.A., Platonova D.P., Semenova T.V., Skokova Yu.A., Terent’ev E.A., Frumin I.D., Shvindt A.N., Shibanova E.Yu. Shtorm pervykh nedel’: kak vysshee obrazovanie shagnulo v real’nost’ pandemii [The storm of the first weeks: how higher education stepped into the reality of a pandemic]. Moscow: NIU VShE, 2020, 112 p.

Hao X., Peng X., Ding X., Qin Y., Lv M., Li J., Li K. Nurse Education Today, 2022, no. 108. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2021.105183

Chandraa Y.W., Suyantoa S. Procedia Computer Science, 2019, no. 157,pp. 367-374


Просмотров аннотации: 284
Загрузок PDF: 150
Опубликован
2022-12-25
Как цитировать
Soloveva, I., Yuryeva, E., Kustova, T., Belyaeva, A., Tkachenko, O., & Narkevich, A. (2022). УРОКИ ПАНДЕМИИ: ТРЕНДЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ COVID-19. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14(6), 263-281. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-6-263-281
Раздел
Здравоохранение и профилактическая медицина