ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ)
Аннотация
Актуальность. Настоящая работа посвящена социальной диагностике и социальной профилактике возможных побочных негативных явлений медицинского, социального и психологического плана, возникающих на фоне основного тренировочного и образовательного процессов спортсменов пубертатного возраста с учетом их пола.
Цель: оценить гендерные особенности динамики качества жизни (КЖ) и личностной тревожности (ЛТ) старшеклассников Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №35 им. братьев Самургашевых» (ГБУ РО «СШОР № 35») на фоне занятий в школе здоровья.
Методы: исторический, педагогический, социально-психологический, социальной профилактики, социологический, статистический и графический методы, а также метод контент-анализа.
Результаты: после занятий в школе здоровья (ШЗ) ЛТ снизилась в целом по выборке более, чем на 40%. Снижение ЛТ сопровождалось повышением КЖ почти на 15%. Главными приоритетами ЛТ для девушек-спортсменок оказались признаки: «Вам грозит неуспех, провал»; «Видеть плохие или «вещие» сны»; «У Вас что-то не получается». Среди спортсменов-юношей исходный уровень ЛТ был ниже, чем у девушек на 40%. Приоритетами мужской тревожности стали такие признаки, как: «Вам грозит неуспех, провал»; «На Вас не обращают внимания»; «Не можете справиться с домашним заданием». После занятий в ШЗ девушки наиболее быстро ликвидировали ЛТ по таким направлениям как «Ждете родителей после их личной беседы с директором школы» и «Видеть плохие или «вещие» сны», а юноши – «Не понимаете объяснений учителя», «(Они) Замолчали, когда Вы подошли», «У Вас что-то не получается». Исходный уровень КЖ спортсменок-девушек был значимо ниже на 8,7%, чем у спортсменов-юношей, а после занятий в ШЗ превысил соответствующий показатель в группе спортсменов-юношей на 4,7%. Юноши-спортсмены отмечали после занятий в ШЗ улучшение отношений в процессе учебы (со сверстниками, начальством и др.), однако в количественном выражении это улучшение было в 9 раз ниже, чем в группе спортсменок-девушек.
Заключение. Полученные результаты могу быть широко распространены в аналогичных спортивных школах для обеспечения мониторинга и приведения к возрастным нормам уровня личностной тревожности и качества жизни обучающихся.
Скачивания
Литература
Список литературы
Снеговая О.А. Коммуникативно-компетентностный подход в образовательном пространстве высшей школы / О.А. Снеговая, Е.А. Карапетян, В.Н. Власова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С. 110-114. https://doi.org/10.23672/SAE.2019.10.38994
Применение когнитивной гимнастики у больных после ишемического инсульта на санаторном этапе реабилитации / Е.А. Бойко, Т.В. Кулишова, Г.И. Шумахер [и др.] // Бюллетень сибирской медицины. 2008. Т. 7. № 5-1. С. 62-67.
Носкова И.С. Когнитивная гимнастика // Медицинская сестра. 2017. № 5. С. 22-25.
Худоногов И.Ю. Социальное регулирование самосохранительного поведения. Общественное здоровье как функция информационно-когнитивного пространства. Beau Bassin, Mauritius: LAP LAMBERT, 2018. 296 с.
Гундаров И.А. Профилактическая медицина на рубеже веков: от факторов риска - к резервам здоровья и социальной профилактике / И.А. Гундаров, В.А. Полесский. Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2016. 256 с.
Худоногов И.Ю. Приватизация здоровья (социальные перспективы, информационные и когнитивные предпосылки) // Современные подходы к продвижению здоровья: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Гомель, 25–26 октября 2018 года. Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2018. С. 81-84.
Скутина А.В. Проблемы возникновения бихейвиористской школы и ее последователи в современной России // Проблемы экономики и управления: социокультурные, правовые и организационные аспекты: Сборник статей магистрантов и преподавателей КузГТУ. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2021. С. 135-140.
Павлов И.П. Условный рефлекс // Физиологический журнал СССР. 1935. Т. 19. №1. С. 261-275.
Крылосова А.А. Формирование soft skils в процессе занятий физкультурой и спортом / А.А. Крылосова, А.В. Козлова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 16–18 ноября 2018 года / Под редакцией Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, 2018. С. 456-457.
Научное обоснование когнитивно-информационного протезирования (медико-социологический анализ естественной репарации самосохранительных мотивационных матриц) / И.Ю. Худоногов, А.С. Иванов, Л.Г. Зарубинская [и др.] // В мире научных открытий. 2018. Т. 10. № 3. С. 41-61. https://doi.org/10.12731/wsd-2018-3-41-61
Гуревич Т.С. Уровень тревожности и тип мотивации у спортсменов- паралимпийцев и спортсменов, не имеющих ограничений по здоровью / Т.С. Гуревич, А.Н. Фетисов, А.В. Зайцева // Лечебная физическая культура и спортивная медицина: традиции и инновации: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Году науки и технологий в РФ, Москва, 20 мая 2021 года / Отв. редакторы А.Б. Мирошников, Ю.А. Ермолаева. Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2021. С. 232-237.
Юсупов И.Ю. Годовой цикл подготовки и развития двигательных качеств у бегунов на средние и длинные дистанции в условиях повышенной температуры окружающей среды // Глобальный научный потенциал. 2021. № 5(122). С. 88-91.
Давлетова Н.Х. Оценка качества жизни студентов спортивного вуза / Н.Х. Давлетова, Е.А. Тафеева, Ф.А. Мавлиев // Медицина труда и экология человека. 2021. № 4(28). С. 279-296. https://doi.org/10.24412/2411-3794-2021-10418
Текст теста личностной тревожности для подростков (с 10-17 лет) (А.М.Прихожан). https://www.ikatids38.ru/images/doc/studentu/vospitrab/kabinet_psychologa/trevozhnost.pdf (дата обращения: 20.06.2022).
Байгажанова Г.К. Особенности эмоциональных состояний подростков, обучающихся в частных и государственной школах / Г.К. Байгажанова, Г.Р. Мамедгасанова // Alatoo Academic Studies. 2021. № 3. С. 11-18. https://doi.org/10.17015/aas.2021.213.01
Психология здоровья: Учебник для вузов / Л.И. Августова, В.А. Ананьев, Р.А. Березовская [и др.]; Под редакцией Г.С. Никифорова. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 607 с.
Калькулятор теста Манна-Уитни U (ранговая сумма Уилкоксона). Mann Whitney U test calculator (Wilcoxon rank-sum). https://www.statskingdom.com/170median_mann_whitney.html (дата обращения: 20.09.2022).
Александровский Ю.А. Неврозы и перекисное окисление липидов / Ю.А. Александровский, М.В. Поюровский, Г.Г. Незнамов. Москва: Наука, 1991. 144 с.
Расчет стэнов в Excel. https://mybiblioteka.su/10-102832.html (дата обращения: 20.06.2022).
Бурьянова А.В. Исследование ценностно-мотивационной сферы московских подростков // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2016. № 8. С. 33-36.
Думчене А.Л. Качество жизни и рискованное поведение подростков, занимающихся и не занимающихся спортом / А.Л. Думчене, Г. Паужа // Воспитание и обучение: теория, методика и практика:Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 ноября 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 100-101. https://doi.org/10.21661/r-465834
References
Snegovaya O.A. Kommunikativno-kompetentnostnyy podkhod v obrazovatel’nom prostranstve vysshey shkoly [Communicative competence approach in the educational space of higher school]. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2019, no. 10, pp. 110-114. https://doi.org/10.23672/SAE.2019.10.38994
Boyko E.A., Kulishova T.V., Shumakher G.I. et al. Primenenie kognitivnoy gimnastiki u bol’nykh posle ishemicheskogo insul’ta na sanatornom etape reabilitatsii [The use of cognitive gymnastics in patients after ischemic stroke at the sanatorium stage of rehabilitation]. Byulleten’ sibirskoy meditsiny, 2008, vol. 7, no. 5-1, pp. 62-67.
Noskova I.S. Kognitivnaya gimnastika [Cognitive gymnastics]. Meditsinskaya sestra, 2017, no. 5, pp. 22-25.
Khudonogov I.Yu. Sotsial’noe regulirovanie samosokhranitel’nogo povedeniya. Obshchestvennoe zdorov’e kak funktsiya informatsionno-kognitivnogo prostranstva [Social regulation of self-preserving behavior. Public health as a function of information and cognitive space]. Beau Bassin, Mauritius: LAP LAMBERT, 2018, 296 p.
Gundarov I.A., Polesskiy V.A. Profilakticheskaya meditsina na rubezhe vekov:Ot faktorov riska - k rezervam zdorov’ya i sotsial’noy profilaktike [Preventive medicine at the turn of the century: from risk factors to health reserves and social prevention]. Moscow: GEOTAR-Media, 2016, 256 p.
Khudonogov I.Yu. Privatizatsiya zdorov’ya (sotsial’nye perspektivy, informatsionnye i kognitivnye predposylki) [Health Privatization (Social Perspectives, Informational and Cognitive Prerequisites)]. Sovremennye podkhody k prodvizheniyu zdorov’ya:sbornik materialov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Gomel’, 25–26 oktyabrya 2018 goda [Modern Approaches to Health Promotion: Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference, Gomel, October 25–26, 2018]. Gomel: Gomel State Medical University, 2018, pp. 81-84.
Skutina A.V. Problemy vozniknoveniya bikheyvioristskoy shkoly i ee posledovateli v sovremennoy Rossii [Problems of the Behavioral School Emergence and Its Followers in Modern Russia]. Problemy ekonomiki i upravleniya: sotsiokul’turnye, pravovye i organizatsionnye aspekty: Sbornik statey magistrantov i prepodavateley KuzGTU [Problems of Economics and Management: Sociocultural, Legal and Organizational Aspects: Collection of Articles of Undergraduates and Teachers of KuzGTU]. Kemerovo: Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, 2021, pp. 135-140.
Pavlov I.P. Uslovnyy refleks [Conditioned reflex]. Fiziologicheskiy zhurnal SSSR, 1935, vol. 19, no. 1, pp. 261-275.
Krylosova A.A., Kozlova A.V. Formirovanie soft skils v protsesse zanyatiy fizkul’turoy i sportom [Formation of soft skills in the process of physical education and sports]. Fizicheskoe vospitanie i studencheskiy sport glazami studentov: Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Kazan’, 16–18 noyabrya 2018 goda [Physical education and student sports through the eyes of students: Proceedings of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation, Kazan, November 16–18, 2018] / Edited by R.A. Yusupova, B.A. Akishina. Kazan: Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev, 2018, pp. 456-457.
Khudonogov I.Yu., Ivanov A.S., Zarubinskaya L.G. and others. Nauchnoe obosnovanie kognitivno-informatsionnogo protezirovaniya (mediko-sotsiologicheskiy analiz estestvennoy reparatsii samosokhranitel’nykh motivatsionnykh matrits) [Scientific substantiation of cognitive-informational prosthetics (medical-sociological analysis of natural reparation of self-preservation motivation matrix)]. V mire nauchnykh otkrytiy, 2018, vol. 10, no. 3, pp. 41-61. https://doi.org/10.12731/wsd-2018-3-41-61
Gurevich T.S., Fetisov A.N., Zaytseva A.V. Uroven’ trevozhnosti i tip motivatsii u sportsmenov- paralimpiytsev i sportsmenov, ne imeyushchikh ogranicheniy po zdorov’yu [Level of anxiety and type of motivation in Paralympic athletes and athletes without health restrictions]. Lechebnaya fizicheskaya kul’tura i sportivnaya meditsina: traditsii i innovatsii: Materialy IX Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoy Godu nauki i tekhnologiy v RF, Moskva, 20 maya 2021 goda [Therapeutic physical culture and sports medicine: traditions and innovations: Proceedings of the IX All-Russian scientific and practical conference with international participation dedicated to the Year of Science and Technology in the Russian Federation, Moscow, May 20, 2021] / Ed. A.B. Miroshnikov, Yu.A. Ermolaeva. Moscow: Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, 2021, pp. 232-237.
Yusupov I.Yu. Global’nyy nauchnyy potentsial, 2021, no. 5(122), pp. 88-91.
Davletova N.Kh., Tafeeva E.A., Mavliev F.A. Meditsina truda i ekologiya cheloveka, 2021, no. 4(28), pp. 279-296. https://doi.org/10.24412/2411-3794-2021-10418
Prikhozhan A.M. The text of the test of personal anxiety for adolescents (from 10-17 years old). https://www.ikatids38.ru/images/doc/studentu/vospitrab/kabinet_psychologa/trevozhnost.pdf
Baygazhanova G.K., Mamedgasanova G.R. Alatoo Academic Studies, 2021, no. 3, pp. 11-18. https://doi.org/10.17015/aas.2021.213.01
Avgustova L.I., Anan’ev V.A., Berezovskaya R.A. et al. Psikhologiya zdorov’ya [Health psychology] / ed. G.S. Nikiforov. St. Petersburg: Piter, 2006, 607 p.
Mann Whitney U test calculator (Wilcoxon rank-sum). https://www.statskingdom.com/170median_mann_whitney.html
Aleksandrovskiy Yu.A., Poyurovskiy M.V., Neznamov G.G. Nevrozy i perekisnoe okislenie lipidov [Neurosis and lipid peroxidation]. Moscow: Nauka, 1991, 144 p.
Calculation of stanes in Excel. https://mybiblioteka.su/10-102832.html
Bur’yanova A.V. Nauchnye issledovaniya i razrabotki molodykh uchenykh, 2016, no. 8, pp. 33-36.
Dumchene A.L., Pauzha G. Vospitanie i obuchenie: teoriya, metodika i praktika:Sbornik materialov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Cheboksary, 25 noyabrya 2017 goda [Education and training: theory, methodology and practice: Collection of materials of the XI International Scientific and Practical Conference, Cheboksary, November 25, 2017] / Editorial Board: O.N. Shirokov et al. Cheboksary: Center for Scientific Cooperation “Interactive Plus”, 2017, pp. 100-101. https://doi.org/10.21661/r-465834
Просмотров аннотации: 159 Загрузок PDF: 103
Copyright (c) 2023 Igor Yu. Khudonogov, Marina V. Pevneva, Kristina N. Lyashenko
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.