РЕБЕНОК С ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК СУБЪЕКТ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
Аннотация
Обоснование. Исследование вопросов инклюзии детей с инвалидностью с позиции субъектности обусловлено существующей потребностью в обеспечении должного уровня качества жизни и благополучия данной категории лиц. Дети с инвалидностью составляют многочисленную группу детского населения, сталкивающуюся с социальными барьерами в процессе включения в социальные связи и отношения, что приводит к их вытеснению из типичных детских практик, обеспечивающих позитивную социализацию. В этой связи большое значение имеют образ жизни, условия личностного становления и проживания периода детства ребенка с инвалидностью, во многом обуславливающие его включение в социум и реализацию инклюзивных практик, что и определило ракурс представленного исследования.
Цель. выявить субъектные основания инклюзии ребенка-инвалида в сравнении с нормотипичными сверстниками.
Материалы и методы. В 2023 году авторами проведено социологическое исследование по выявлению жизненных компетенций и характера социальной активности детей с инвалидностью в сравнении с нормотипичными сверстниками, проживающих в Евро-Арктическом регионе Российской Федерации (n=584). Использовались методы полуформализованного интервью и анкетирования.
Результаты. Уровень и качество социальной активности детей с инвалидностью ниже нормотипичных детей, что также подтверждается другими исследованиями современных российских ученых. Основными субъективными барьерами инклюзии «нетипичного» ребенка выступают низкая социальная активность, невысокий уровень продуктивной деятельности, недостаток общения со сверстниками, несамостоятельность в принимаемых решениях и недооценка своих способностей.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о наличии субъективных факторов, которые могут тормозить включение ребенка с инвалидностью в социум. Результаты имеют прикладное значение для родителей, педагогов, учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты населения в разработке профилактических программ и мероприятий по повышению эффективности включения детей со стойкими нарушениями здоровья в общество.
Информация о спонсорстве. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00795, https://rscf.ru/project/22-28-00795/».
Скачивания
Литература
Список литературы
Афонькина Ю.А, Жигунова Г.В. Социальные эмоции представителей региональных сообществ Евро-Арктических территорий России в отношении детей с инвалидностью // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11. С. 16-23. https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.1
Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Специфика нетипичного детства в ходе инклюзивных процессов на арктических территориях европейской части России. СПб.: Скифия-принт 2022. 98 с.
Васильева И.В. Ребенок-инвалид в семье: динамика отношений и зоны напряжений // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. № 11 (3). С 83-94. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-3-83-95
Вдовина М.В., Семочкина Н.Н. Социальное здоровье семьи с ребенком-инвалидом в период раннего детства и в школьные годы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. № 29 (2). С. 287-292.
Деточенко Л.С. Вовлеченность детей-инвалидов в социальные связи и сообщества: фасилитаторы, стратегии и факторы успеха // Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 4 (64). С. 70-78.
Деточенко, Л.С. Специфика социализации инвалидов: опыт нарративной реконструкции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. № 23 (2). С. 87-113.
Зайцев Д.В., Зайцева О.В., Ярская-Смирнова В.Н. Инклюзивные тренды городского развития: темпорально-пространственные социальные практики // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021. № 21 (1). С. 181-191.
Иванова В.С., Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л. Личностные особенности матерей и родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей-инвалидов с детским церебральным параличом // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). https://doi.org/10.23951/2307-6127-2017-2-48-53
Коржук С.В. Социальная эксклюзия людей с инвалидностью: успешные стратегии преодоления // Мир экономики и управления. 2016. № 16 (2). С. 152-153.
Малярчук Н.Н., Криницына Г.М., Пащенко Е.В., Отева Н.И. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии // Вестник Мининского университета. 2019. № 7(2). С. 1-8. https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2019-7-2-8
Перепадя С.М., Перепадя О.А., Минина А.А. Средовые и отношенческие барьеры в свете государственной программы «Доступная среда», а также о дискриминации по признаку инвалидности // Право и государство: теория и практика. 2021. № 4 (196). С. 108-110.
Рочева Я.С., Радуто В.И. Чернякина Т.С. Оценка фактов неправомерного обращения с инвалидами при получении услуг // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2022. № 4 (8). С. 89-92.
Старобина Е.М., Кожушко Л.А., Ишутина И.С., Чернякова Т.С. Возможности ведения инвалидами самостоятельного образа жизни в Российской Федерации // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». Реабилитация, Врач и Здоровье. 2022. № 12 (6). С. 183-189.
Стуров П.С. Доброжелательное отношение к инвалидам как тенденция развития социокультурной среды современного российского общества. Государственное и муниципальное управление // Ученые записки. 2018. № 3. С. 223-228.
Федорова В.К. Социальная эксклюзия семей, имеющих детей с инвалидностью: на примере Республики Саха (Якутия) // Обществознание и социальная психология. 2022. № 6 (36). С. 242-250.
Шаповал И.А. Ментальные проблемы становления отечественной инклюзивной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 61. Ч. 1. С. 438-442.
Шаповал И.А. Социальная инклюзия лиц с ограниченным возможностями здоровья де-юро и де-факто: «включаемые», «включающиеся», «невключающиеся» // Вестник Балтийского федерального университета им. Э. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2019. № 1. С. 84-99.
Ярская-Смирнова Е.Р. Противоречие городского социального времени: дискурсы инклюзии и деинститулизации (постановка проблемы) // Известия Саратовского университета. Социология. Политология. 2018. № 18 (5). С. 242-249.
Boland G., Paor E., Guerin S. Living in Localities: The Factors That Influence the Social Inclusion in Neighborhoods of Adults With Intellectual Disability // A Systematic Scoping Review, Inclusion, 2023, vol. 11, no. 1, pp. 55-77. https://doi.org/10.1352/2326-6988-11.1.55
Hewitt O., Langdon P.E., Tapp K., Larkin M. A systematic review and narrative synthesis of inclusive health and social care research with people with intellectual disabilities: How are co‐researchers involved and what are their experiences? // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, 2023, vol. 36, no. 4, pp. 681-701. https://doi.org/10.1111/jar.13100
Kaley A., Donnelly J.P., Donnelly L., Humphrey S., Reilly S., Macpherson H., Hall E., Power A. Researching belonging with people with learning disabilities: Self‐building active community lives in the context of personalization // British Journal of Learning Disabilities, 2021, vol. 50, no. 3, pp. 307-320. https://doi.org/10.1111/bld.12394
Kelly J., Wagstaff S. The Two of Us project: An exploration of the relationships of people with intellectual disability in different social contexts // British Journal of Learning Disabilities, 2022, vol. 50, no. 4, pp. 564-574. https://doi.org/10.1111/bld.12486
Mooney F., Rafique N., Tilly L. Getting involved in the community-What stops us? Findings from an inclusive research project // British Journal of Learning Disabilities. Jul 2019. https://doi.org/10.1111/bld.12283
Tilley E., Strnadová I. Sue Ledger, Jan Walmsley, Julie Loblinzk, Paul Anthoney Christian, Zara Jane Arnold, ‘Working together is like a partnership of entangled knowledge’: exploring the sensitivities of doing participatory data analysis with people with learning disabilities // International Journal of Social Research Methodology, 2021, vol. 24, no. 5, pp. 567-579. https://doi.org/10.1080/13645579.2020.1857970
References
Afon'kina Yu.A., Zhigunova G.V. Spetsifika netipichnogo detstva v khode inklyuzivnykh protsessov na arkticheskikh territoriyakh evropeyskoy chasti Rossii [Specifics of atypical childhood during inclusive processes in the Arctic territories of the European part of Russia]. SPb.: Skifiya-print, 2022, 98 p.
Afon'kina Yu.A, Zhigunova G.V. Sotsial'nye emotsii predstaviteley regional'nykh soobshchestv Evro-Arkticheskikh territoriy Rossii v otnoshenii detey s invalidnost'yu [Social emotions of representatives of regional communities of the Euro-Arctic territories of Russia regarding children with disabilities. Society: sociology, psychology, pedagogy]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2022, vol. 11, pp. 16-23. https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.1
Vasil'eva I.V. Rebenok-invalid v sem'e: dinamika otnosheniy i zony napryazheniy [A disabled child in a family: relationship dynamics and tension zones]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and socio-educational thought], 2019, vol. 11 no. 3, pp. 83-94. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-3-83-95
Vdovina M.V., Semochkina N.N. Sotsial'noe zdorov'e sem'i s rebenkom-invalidom v period rannego detstva i v shkol'nye gody [Social health of a family with a disabled child during early childhood and school years]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of social hygiene, health care and history of medicine], 2021, vol. 29, no. 2, pp. 287-292.
Detochenko L.S. Vovlechennost' detey-invalidov v sotsial'nye svyazi i soobshchestva: fasilitatory, strategii i faktory uspekha [Involving children with disabilities in social networks and communities: facilitators, strategies and success factors]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki [Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences], 2021, vol. 4, no. 64, pp. 70-78.
Detochenko, L.S. Spetsifika sotsializatsii invalidov: opyt narrativnoy rekonstruktsii [Specifics of socialization of disabled people: experience of narrative reconstruction]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], 2020, vol. 23, no. 2, pp. 87-113.
Zaytsev D.V., Zaytseva O.V., Yarskaya-Smirnova V.N. Inklyuzivnye trendy gorodskogo razvitiya: temporal'no-prostranstvennye sotsial'nye praktiki [Inclusive trends in urban development: temporal-spatial social practices]. Vestnik RUDN. Seriya: Sotsiologiya [RUDN Journal of Sociology], 2021, vol. 21, no. 1, pp. 181-191.
Ivanova V.S., Grebennikova E.V., Shelekhov I.L. Lichnostnye osobennosti materey i roditel'sko-detskie otnosheniya v sem'yakh, vospityvayushchikh detey-invalidov s detskim tserebral'nym paralichom [Personal characteristics of mothers and parent-child relationships in families raising disabled children with cerebral palsy]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie [Scientific and pedagogical review], 2017, vol. 2, no. 16. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2017-2-48-53
Korzhuk S.V. Sotsial'naya eksklyuziya lyudey s invalidnost'yu: uspeshnye strategii preodoleniya [Social exclusion of people with disabilities: successful coping strategies]. Mir ekonomiki i upravleniya [World of Economics and Management], 2016, vol. 16, no. 2, pp. 152-153.
Malyarchuk N.N., Krinitsyna G.M., Pashchenko E.V., Oteva N.I. Problemy i resursy semey, vospityvayushchikh detey s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami v razvitii [Problems and resources of families raising children with severe multiple developmental disorders]. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University], 2019, vol. 7, no. 2, pp. 1-8. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-8
Perepadya S.M., Perepadya O.A., Minina A.A. Sredovye i otnoshencheskie bar'ery v svete gosudarstvennoy programmy «Dostupnaya sreda», a takzhe o diskriminatsii po priznaku invalidnosti [Environmental and attitudinal barriers in the light of the state program “Accessible Environment”, as well as discrimination based on disability]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika [Law and state: theory and practice], 2021, vol. 4, no. 196, pp. 108-110.
Rocheva Ya.S., Raduto V.I. Chernyakina T.S. Otsenka faktov nepravomernogo obrashcheniya s invalidami pri poluchenii uslug [Assessing facts of ill-treatment of people with disabilities when receiving services]. Teleskop: zhurnal sotsiologicheskikh i marketingovykh issledovaniy [Telescope: Journal of Sociological and Marketing Research], 2022, vol. 4, no. 8, pp. 89-92.
Starobina E.M., Kozhushko L.A., Ishutina I.S., Chernyakova T.S. Vozmozhnosti vedeniya invalidami samostoyatel'nogo obraza zhizni v Rossiyskoy Federatsii [Opportunities for disabled people to lead an independent lifestyle in the Russian Federation]. Vestnik meditsinskogo instituta «REAVIZ». Reabilitatsiya, Vrach i Zdorov'e [Bulletin of the medical institute "REAVIZ". Rehabilitation, Doctor and Health], 2022, vol. 12, no. 6, pp. 183-189.
Sturov P.S. Dobrozhelatel'noe otnoshenie k invalidam kak tendentsiya razvitiya sotsiokul'turnoy sredy sovremennogo rossiyskogo obshchestva [Friendly attitude towards people with disabilities as a trend in the development of the socio-cultural environment of modern Russian society]. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski [Scientific notes], 2018, vol. 3, pp. 223-228.
Fedorova V.K. Sotsial'naya eksklyuziya semey, imeyushchikh detey s invalidnost'yu: na primere Respubliki Sakha (Yakutiya) [social exclusion of families with children with disabilities: the example of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Obshchestvoznanie i sotsial'naya psikhologiya [Social science and social psychology], 2022, no. 6(36), pp. 242-250.
Shapoval I.A. Mental'nye problemy stanovleniya otechestvennoy inklyuzivnoy sredy [Mental problems of developing a domestic inclusive environment. Problems of modern teacher education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education], 2018, vol. 61, no. 1, pp. 438-442.
Shapoval I.A. Sotsial'naya inklyuziya lits s ogranichennym vozmozhnostyami zdorov'ya de-yuro i de-fakto: «vklyuchaemye», «vklyuchayushchiesya», «nevklyuchayushchiesya» [Social inclusion of persons with disabilities de jure and de facto: “included”, “included”, “non-included”]. Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. E. Kanta. Ser.: Filologiya, pedagogika, psikhologiya [Bulletin of the Baltic Federal University. E. Kant. Ser.: Philology, pedagogy, psychology], 2019, vol. 1, pp. 84-99.
Yarskaya-Smirnova E.R. Protivorechie gorodskogo sotsial'nogo vremeni: diskursy inklyuzii i deinstitulizatsii (postanovka problemy) [The contradiction of urban social time: discourses of inclusion and deinstitutionalization (problem statement)]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Sotsiologiya. Politologiya [News of Saratov University. Sociology. Political science], 2018, vol. 18, no. 5, pp. 242-249.
Boland G., Paor E., Guerin S. Living in Localities: The Factors That Influence the Social Inclusion in Neighborhoods of Adults With Intellectual Disability. A Systematic Scoping Review, Inclusion, 2023, vol. 11, no. 1, pp. 55-77. https://doi.org/10.1352/2326-6988-11.1.55
Hewitt O., Langdon P.E., Tapp K., Larkin M. A systematic review and narrative synthesis of inclusive health and social care research with people with intellectual disabilities: How are co‐researchers involved and what are their experiences? Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, 2023, vol. 36, no. 4, pp. 681-701. https://doi.org/10.1111/jar.13100
Kaley A., Donnelly J.P., Donnelly L., Humphrey S., Reilly S., Macpherson H., Hall E., Power A. Researching belonging with people with learning disabilities: Self‐building active community lives in the context of personalization. British Journal of Learning Disabilities, 2021, vol. 50, no. 3, pp. 307-320. https://doi.org/10.1111/bld.12394
Kelly J., Wagstaff S. The Two of Us project: An exploration of the relationships of people with intellectual disability in different social contexts. British Journal of Learning Disabilities, 2022, vol. 50, no. 4, pp. 564-574. https://doi.org/10.1111/bld.12486
Mooney F., Rafique N., Tilly L. Getting involved in the community-What stops us? Findings from an inclusive research project. British Journal of Learning Disabilities. Jul 2019. https://doi.org/10.1111/bld.12283
Tilley E., Strnadová I. Sue Ledger, Jan Walmsley, Julie Loblinzk, Paul Anthoney Christian, Zara Jane Arnold, ‘Working together is like a partnership of entangled knowledge’: exploring the sensitivities of doing participatory data analysis with people with learning disabilities. International Journal of Social Research Methodology, 2021, vol. 24, no. 5, pp. 567-579. https://doi.org/10.1080/13645579.2020.1857970
Просмотров аннотации: 109 Загрузок PDF: 79
Copyright (c) 2024 Yulia A. Afonkina, Galina V. Zhigunova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.