АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБУСТРОЙСТВА ИНКЛЮЗИВНЫХ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ПЛОЩАДОК ГОРОДА МОСКВЫ
Аннотация
Цель данного исследования заключается в анализе данных, полученных от респондентов об организации и уровне благоустройства детских площадок с инклюзивным компонентом, расположенных на территории трех в крупных многофункциональных парках г. Москвы для разработки методических рекомендаций по организации детских инклюзивных площадок в крупных городах. Данное исследование актуально на данный момент в связи с тем, что на территории России до недавнего времени, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) были изолированы от общения со сверстниками и другими людьми в силу того, что в обществе они воспринимались как дети с особенностями развития. Поэтому считалось, что подобное совместное общение вредит их здоровью и развитию и подобные дети должны находиться под постоянным контролем и вниманием со стороны родителей, опекунов и специалистов. В связи с этим мнением, детей с ОВЗ старались изолировать от общества и помещать в специальные заведения и учить в коррекционных школах. Благодаря богатому мировому опыту, эта позиция изменилась в России и данная категория детей, теперь постепенно переводится в обычные школы с инклюзивным компонентом, имеет широкие возможности развиваться как физически, так и психоэмоционально, наряду с нормально развитыми детьми. В задачи исследования входило изучение вопросов организации детских площадок предназначенных для отдыха детей таким образом, чтобы все особенности психологического и физического состояния детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) были учтены в полной мере. Также изучена возможность, путем проведения опроса, совместного пребывания детей с нормальным развитием и детей с ОВЗ в рамках одной детской площадки и их совместная познавательная деятельность и различные активности. При помощи разработанных опросных листов и наглядного материала для детей применен метод опроса, путем анкетирования детей, их родителей и опекунов. Опрос проведен на территории детских инклюзивных площадок трех крупных парковых зон города Москвы. Целью проведения анкетирования является изучение психоэмоционального воздействия ландшафтных факторов, озеленения, уровня благоустройства, дизайна и конструктива оборудования инклюзивных детских площадок на детей с ОВЗ посредством игр на свежем воздухе. Результаты проведенного исследования можно применить на практике при организации и благоустройстве новых инклюзивных детских площадок в городских парках. При этом необходимо учесть их доступность для маломобильных групп населения, безопасность конструкций и оборудования.
Скачивания
Литература
References
Ayres A. J. Problemy i Sensornaya Integratsiya: Otkrytoye Ponimaniye Razvitiya (s Prakt. Rekomendatsiyami dlya Roditeley i Spetsialistov) [Sensory Integration and the Child: Understanding Hidden Sensory Challenges (with Practical Recommendations for Parents and Professionals)]. Moscow: Terevinf, 2009, 272 p.
Ammosova L. I. Inklyuzivnoye obrazovaniye – Dostupnoye obrazovaniye – Bezbar’yernaya sreda [Inclusive education – Accessible education – Barrier-free environment]. Sborniki Konferentsiy NITS Sotsiosfera [Conference Proceedings of SPC Sociosphere], 2012, vol. 41, pp. 42–45.
Ananiev B. G., Rybalko E. F. Osobennosti Vospriyatiya Prostranstva u Detey [Features of the Perception of Space in Children]. Moscow: Prosveshchenie, 1964, 303 p.
Arkadieva N. V., Khanbabaeva O. E., Khanbabaev R. K. Metod Landshaftnogo Proyektirovaniya kak Sposob Samorealizatsii i Motivatsii k Obucheniyu u Shkol’nikov s Ogranichennymi Vozmozhnostyami Zdorov’ya: Monografiya [Landscape Design Method as a Way of Self-Realization and Motivation for Learning in Schoolchildren with Disabilities: Monograph]. Moscow: MESKh, 2020, 120 p.
Afonina M. A., Petrova L. V., Osipova E. A. Dostupnaya sreda i inklyuzivnyy park dlya dosuga lyudey s OVZ [Accessible environment and inclusive park for the leisure of people with disabilities]. Autizm i Narusheniya Razvitiya [Ahutism and Developmental Disorders], 2017, vol. 15, no. 4, pp. 61–68.
Gosudarstvennaya programma “Dostupnaya Sreda” № 297, 2014 g [State program “Accessible Environment” No 297, 2014]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0
Grashin A. A. Dizayn Detskoy Razvivayushchey Predmetnoy Sredy: Ucheb, Posobiye [Design of Children’s Developing Subject Environment: Textbook]. Moscow: Arkhitektura-S, 2008, 296 p.
Ivanova I. V., Khanbabaeva O. E. Dekorativnoye Sadovodstvo s Osnovami Landshaftnogo Proyektirovaniya: Uchebnoye Posobiye. Chast’ 1 [Ornamental Gardening with the Basics of Landscape Design. Part 1]. Moscow: Russian State Agrarian University– Moscow Timiryazev Agricultural Academy, 2013, 247 p.
Ivanova I. V., Khanbabaeva O. E. Dekorativnoye Sadovodstvo s Osnovami Landshaftnogo Proyektirovaniya: Uchebnoye Posobiye. Chast’ 2 [Ornamental Gardening with the Basics of Landscape Design. Part 2]. Moscow: Russian State Agrarian University– Moscow Timiryazev Agricultural Academy, 2013, 179 p.
Makarova E. V., Khanbabaev R. K., Dubatovkin V. I., Oleynik E. N., Nikitchenko S. Yu. Izucheniye vliyaniya spetsial’nykh landshaftnykh ob“yektov na razvitiye i lecheniye lyudey s invalidnost’yu [Studying the influence of special landscape objects on the development and treatment of people with disabilities]. Vestnik Landshaftnoy Arkhitektury, 2018, vol. 15, pp. 47–54.
Kasper N. V. Arkhitektura ob”yektov reabilitatsii detey rannego vozrasta [Architecture of rehabilitation facilities for young children: Abstract diss. cand. architecture. Moscow, 2018, 26 p.
Kasper N. V. Sensornyy sad kak arkhitekturno, landshaftnaya sreda reabilitatsii detey rannego vozrasta [Sensory garden as an architectural and landscape environment for the rehabilitation of young children. Abstracts of All-Russian Scientific and Practical Conference of Scientists, Specialists, Teachers, Staff of Universities: Scientific, Pedagogical and Cultural Heritage of the Russian Boundary School. Moscow, 2016. 27 p.
Montessori M. Vpityvayushiy Razum Rebenka [The Absorbing Mind of a Child]. Saint-Petersburg: Detstvo-Press, 2009, 320 p.
Neiman L. V., Bogomilsky M. R. Anatomiya, Fiziologiya i Patologiya Organov Slukha i Rechi: Uchebnik dlya studentov Vysshikh Pedagogicheskikh Uchebnykh Zavedeniy [Anatomy, Physiology, and Pathology of the Organs of Hearing and Speech: Textbook for Students of Higher Pedagogical Educational Institutions]. Moscow: VLADOS, 2001, 224 p.
Skakova A. G., Khanbabaeva O. E. Proyektirovaniye Spetsializirovannykh Ob»Yektov Landshaftnoy Arkhitektury. Uchebno-Metodicheskoye Posobiye [Designing Specialized Objects of Landscape Architecture: Textbook]. Moscow: RGAU-Moscow Agricultural Academy named after KA Timiryazev, 2018, 92 p.
Romanov P., Yarskaya-Smirnova E., Whitefield S., Kelli S. Sotsiologicheskoye Issledovaniye Problem Invalidnosti i Reabilitatsii Invalidov v Rossiyskoy Federatsii [Sociological Study of the Problems of Disability and Rehabilitation of Disabled People in the Russian Federation]. Moscow: Center for Social Policy and Gender Studies, 2009, 235 p.
Staroverova M. S. Inclusive Education: Inklyuzivnoye Obrazovaniye: Nastol’naya Kniga Pedagoga, Rabotayushchego s Det’mi s OVZ: Metodicheskiye Posobiya [Handbook of a Teacher Working with Children with Disabilities]. Moscow: VLADOS, 2011, 92 p.
Timokhina T. V. Inklyuzivno oriyentirovannoye obrazovaniye [Inclusively oriented education]. Perspektivy Obrazovaniya i Nauki, 2014, vol. 5, no. 11, pp. 32–37.
Kholodova T. A., Rudenko A. M. Sotsiokul’turnoye razvitiye inklyuzivnogo obrazovaniya posredstvom organizatsii dosugovoy deyatel’nosti [Socio-cultural development of inclusive education through the organization of leisure activities]. Proceedings of the Scientific and Practical Conference with International Participation: Sociocultural Problems of the Development of Education in the Conditions of Project Management. Shakhty, 2014, 137 p.
Список литературы
Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция: понимание открытых проблем развития (с практ. рекомендациями для родителей и специалистов). [Пер. с англ]. М.: Теревинф, 2009. 272 с.
Аммосова Л. И. Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда // Сборники конференций НИЦ cоциосфера. 2012. № 41. С. 42–45.
Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. 303 с.
Аркадьева Н. В., Ханбабаева О. Е., Ханбабаев Р. К. Метод ландшафтного проектирования как способ самореализации и мотивации к обучению у школьников с ограниченными возможностями здоровья: монография. М.: МЭСХ, 2020. 120 с.
Афонина М. А., Петрова Л. В., Осипова Е. А. Доступная среда и инклюзивный парк для досуга людей с ОВЗ // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С. 61–68.
Государственная программа “Доступная среда” № 297, 2014 г. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0
Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды: учеб, пособие. М.: Архитектура-С, 2008. 296 с.
Иванова И. В., Ханбабаева О. Е. Декоративное садоводство с основами ландшафтного проектирования: учебное пособие. Часть 1. М.: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2013. 247 с.
Иванова И. В., Ханбабаева О. Е. Декоративное садоводство с основами ландшафтного проектирования: учебное пособие. Часть 2. М.: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2013. 179 с.
Изучение влияния специальных ландшафтных объектов на развитие и лечение людей с инвалидностью / Макарова Э. В., Ханбабаев Р. К., Дубатовкин В. И., Олейник Е. Н., Никитченко С. Ю. // Вестник ландшафтной архитектуры. 2018. № 15. С. 47–54.
Каспер Н. В. Архитектура объектов реабилитации детей раннего возраста: Автореферат дис. канд. архитектуры. М., 2018. 26 с.
Каспер Н. В. Сенсорный сад как архитектурно, ландшафтная среда реабилитации детей раннего возраста // Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции ученых и специалистов, преподавателей и сотрудников вузов, аспирантов и студентов с международными участниками: Научно-педагогическое и культурное наследие российской межевой школы. М., 2016. 27 с.
Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. СПб.: Изд-во Детство-Пресс, 2009. 320 с.
Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. 224 с.
Скакова А. Г., Ханбабаева О. Е. Проектирование специализированных объектов ландшафтной архитектуры. Учебно-методическое пособие. М.: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2018. 92 с.
Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации инвалидов в Российской Федерации / Романов П., Ярская-Смирнова Е., Вайтфилд С., Келли С. М.: Центр социальной политики и гендерных исследований, 2009. 235 с.
Староверова М. С. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методические пособия. М.: ВЛАДОС, 2011. 92 с.
Тимохина Т. В. Инклюзивно ориентированное образование // Перспективы образования и науки. 2014. Т. 5. № 11. С. 32–37.
Холодова Т. А., Руденко А. М. Социокультурное развитие инклюзивного образования посредством организации досуговой деятельности // Сборник трудов научно-практической конференции с международным участием: социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления. Ш., 2014. 137 с.
Просмотров аннотации: 129 Загрузок PDF: 93
Copyright (c) 2023 Olga E. Hanbabaeva, Rafik K. Hanbabaev, Vladimir N. Sorokopudov, Olga A. Sorokopudova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.