СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

  • Liudmila G. Klimatckaia Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева» http://orcid.org/0000-0001-8926-2901
  • Anna A. Dyachuk Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева»
  • Julia Ju. Bocharova Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева» http://orcid.org/0000-0001-8626-7977
  • Andrei I. Shpakou Гродненский государственный университет им. Янки Купалы http://orcid.org/0000-0003-4340-5211
Ключевые слова: пандемия Covid-19, совладающее поведение, стресс, копинг-стратегии, студенты, дистанционное обучение

Аннотация

Цель: представить обзор научной литературы по проблеме изучения совладающего поведения с ситуацией пандемии Covid-19, подходы и программу междисциплинарного исследования копинг-стратегий студентов во время срочного перехода на дистанционное обучение в условиях противоэпидемических мероприятий.

Результаты. Дана характеристика способов выявления продуктивных копинг-стратегий при совладании со стрессом и взаимосвязи их с выделением условий, оценкой ситуации, ресурсов, которые имеются у человека в ситуации, переживаемой как трудной. С точки зрения медико-гигиенических исследований при оценке копинг-поведения следует учитывать индивидуальные показатели физического, психического здоровья, образ жизни, гигиенические навыки и стандарты. При оценке психолого-педагогических факторов совладающего поведения необходимо обращать внимание на академическую успеваемость, особенности социально-психологического взаимодействия с однокурсниками и преподавателями, социально-экономический статус, гендерные и личностные особенности индивидуума.

Заключение. Междисциплинарный медико-психолого-педагогический подход к изучению совладающего поведения студентов в период пандемии Covid-19 обусловливает построение типологии копинг-поведения, позволяет выделить продуктивные и непродуктивные копинг-стратегии совладания со стрессовой ситуацией, определить и описать дополнительные факторы, влияющие на их выбор. Выработка рекомендаций по применению типологии копинг-стратегий, полученные на основе междисциплинарного научного подхода, позволит администрации университетов обоснованно подойти к разработке медико-гигиенических и психолого-педагогических профилактических мероприятий при проектировании образовательной среды в условиях пандемии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Liudmila G. Klimatckaia, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева»

доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры  социальной педагогики и социальной работы

Anna A. Dyachuk, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева»

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии

 

Julia Ju. Bocharova, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева»

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы

 

Andrei I. Shpakou, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры теории физической культуры и спортивной медицины

 

Литература

Antsyferova L.I. Lichnost’ v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslivanie, preobrazovanie situatsiy i psikhologicheskaya zashchita [Personality in difficult living conditions: rethinking, transformation of situations and psychological defense ]. Psikhologicheskii zhurnal, 1994, vol. 15, no 1, pp. 3–19.

Belinskaya E.P. Coping with challenges in the era of new information technologies: opportunities and limitations. Psikhologicheskie Issledovaniya. Current Issue Articles: Journal Editorial Board, 2014. vol. 7, no 38. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n38/1061-belinskaya38.html (accessed December 18, 2020).

Vyzovy pandemii COVID-19: psikhicheskoe zdorov’e, distantsionnoe obrazovanie, internet-bezopasnost’: sb. materialov. [Challenges of the COVID-19 pandemic: mental health, distance education, Internet security: a collection materials]. Ed. V.V. Rubtsov, A.A. Margolis, I.V. Vachkov, O.V. Vikhristyuk, N.V. Dvoryanchikov, T.V. Ermolova, Yu.M. Zabrodin, N.N. Tolstykh, A.V. Khaustov, A.B. Kholmogorova, A.A. Shvedovskaya. M.: Izdatel’stvo FGBOU VO MGPPU, 2020. 480 p.

Zhdanov R.I., Kupriyanov R.V., Syromyatnikova V.Y., Zhdanova S.I., Dvoenosov V.G. Korrelyatsiya lichnostnoy i situatsionnoy trevozhnosti s parametrami sistemy gomeostaza pri ekzamenatsionnom stresse [Correlation between trait and state anxiety and hemostatic parameters under examination stress]. Psikhologiya stressa i sovladayushchego povedeniya: resursy, zdorov’e, razvitie. Materialy IV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Kostroma, 22–24 sentyabrya 2016, vol.1. pp. 107–110.

Ledovskaya T.V., Biryukova D.A. Vzaimosvyaz’ sovladayushchego povedeniya i pokazateley trevozhnosti u studentov vuza [Correlation of Coping-Behavior and Indicators of Uneasiness of Students of Higher Education]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2017, no. 2, pp. 233–237. http://vestnik.yspu.org/releases/2017_2/44.pdf

Matsumoto D. Psikhologiya i kul’tura [Culture and psychology]. SPb.: Piter, 2003. 718 p.

Nartova-Bochaver S.K. «Coping behavior» v sisteme ponyatiy psikhologii lichnosti [“Coping behavior” in the system of personal psychology concepts]. Psikhologicheskii Zhurnal. 1997. vol. 18. no 5. pp. 20–29.

Rasskazova E.I., Gordeeva T.O. Koping-strategii v psikhologii stressa: podkhody, metody i perspektivy issledovaniy [Coping strategies the psychology of stress: approaches, methods, perspectives]. Psikhologicheskie Issledovaniya. 2011. no. 3(17). http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html (accessed January 16, 2021).

Rasskazova E.I., Leontiev D.A., Lebedeva A.A. Pandemic as a Challenge to Subjective Well-Being: Anxiety and Coping. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy], 2020. vol. 28, no. 2, pp. 90–108. DOI: https://doi.org/10.17759/ cpp.2020280205.

Uroki «Stress-testa»: vuzy v usloviyakh pandemii i posle nee. Analiticheskiy doklad [Lessons from the “Stress test”: universities in a pandemic and after it. Analytical report.]. Ed. K.A. Barannikov, O.V. Leshukov, O.L. Nazaykinskaya, E.A. Sukhanova, I.D. Frumin]. M.: NIU HSE, 2020, 52 p.

Khachaturova M.R. Sovladayushchiy repertuar lichnosti: obzor zarubezhnykh issledovaniy [Coping repertoire of personality: a review]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2013, vol. 10, no 3, pp. 160–169. https://psy-journal.hse.ru/2013-10-3/91972114.html

Wrosch C., Scheier M.F., Miller G.E., Schulz R., Carver C.S. Adaptive self-regulation of unattainable goals: Goal disengagement, goal reengagement, and subjective well-being. Personality and Social Psychology Bulletin, 2003, vol. 29, no. 12, рр. 1494–1508. https://doi.org/10.1177/0146167203256921

Vitaliano P.P., DeWolfe D.J., Maiuro R.D., Russo J., Katon W. Appraised changeability of a stressor as a modifier of the relationship between coping and depression: A test of the hypothesis of fit. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, vol. 59, no. 3, pp. 582–592. https://doi.org/10.1037/0022-3514.59.3.582

Fuente J., Paoloni P., Kauffman D., Yilmaz-Soylu M., Sander P., Zapata L.Big five, self-regulation, and coping strategies as predictors of achievement emotions in undergraduate students. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, vol. 17, no. 10. https://doi.org/10.3390/ijerph17103602

Blankstein K.R., Flett G.L., Watson M.S. Coping and academic problem-solving ability in test anxiety. Journal of Clinical Psychology, 1992, vol. 48, no. 1, pp. 37–46. https://doi.org/10.1002/1097-4679(199201)48:1%3C37::aid-jclp2270480105%3E3.0.co;2-f

Gurvich C., Thomas N., Thomas E. Hudaib A., Sood L., Fabiatos K., SuttonK., Isaacs A., Arunogiri S. Coping styles and mental health in response to societal changes during the COVID-19 pandemic. International. Journal of Social Psychiatry, October 4, 2020. https://doi.org/10.1177/0020764020961790

Hobfoll S.E. The ecology of stress. Taylor & Francis. 1988. 354 р.

Kislyakov P.A. Psychological resistance of student youth to information stress in the COVID-19 pandemic. Perspektivynaukii obrazovania [Perspectives of Science and Education], 2020, no. 5(47), рр. 343–356. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.24

Lasarus R., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. New York: Springer, 1984. 460 р.

Leung L. Unwillingness-to-communicate and college students’ motives in SMS mobile messaging. Telematics and Informatics, 2007, vol. 24, no. 2, pp. 115–129. https://doi.org/10.1016/j.tele.2006.01.002

Lewis R., Frydenberg E. Concomitants of failure to cope: What we should teach adolescents about coping. British Journal of Educational Psychology, 2002, vol. 72, no. 3, pp. 419–431. https://psycnet.apa.org/doi/10.1348/000709902320634483

Marriage K., Cummins R.A. Subjective Quality of Life and Self-Esteem in Children: The Role of Primary and Secondary Control in Coping with Everyday Stress. Social Indicators Research, 2004, vol. 66, no. 1-2, pp. 107–122. https://psycnet.apa.org/doi/10.1023/B:SOCI.0000007493.32548.0c

Nakano K. Coping strategies and psychological symptoms in a Japanese sample. Journal of Clinical Psychology, 1991, vol. 47, no. 3, pp. 346–350. https://doi.org/10.1002/1097-4679(199105)47:3%3C346::AID-JCLP2270470304%3E3.0.CO;2-H

Hasanah U. Ludiana L., Immawati I., Livana PH. Psychological Description of Students in the Learning Process During Pandemic Covid-19. Jurnal Keperawatan Jiwa, 2020, vol. 8, no. 3, pp. 299–306. https://doi.org/10.26714/jkj.8.3.2020.299-306

McInnis O.A., McQuaid R.J., Matheson K., Anisman H. Relations between plasma oxytocin, depressive symptoms and coping strategies in response to a stressor: the impact of social support. Anxiety, Stress, & Coping, 2017, vol. 30, no. 5, pp. 575–584. https://doi.org/10.1080/10615806.2017.1333604

Skinner E.A., Zimmer-Gembeck M.J. The development of coping: Stress, neurophysiology, social relationships, and resilience during childhood and adolescence. Cham, Switzerland: Springer International. 2016. 355 р.

Ringeisen T., Lichtenfeld S., Becker S., Minkley N. Stress experience and performance during an oral exam: the role of self-efficacy, threat appraisals, anxiety, and cortisol. Anxiety, Stress, & Coping, 2019, vol. 32, no. 1, pp. 50–66. https://doi.org/10.1080/10615806.2018.1528528

Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G.J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. The Lancet, 2020, vol. 395, no. 10227, pp. 912–920. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8

Cao W., Fang Z., Hou G., Han M., Xu X., Dong J., Zheng J. The psychological impact of the COVID-19 epidemic on college students in China. Psychiatry Research, 2020, no. 287. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.112934

Vindegaard N., Benros M.E. COVID-19 pandemic and mental health consequences: Systematic review of the current evidence. Brain, Behavior, and Immunity, 2020, no. 89, pp. 531–542. https://doi.org/10.1016/j.bbi.2020.05.048

Weinstien N.D. Unrealistic optimism about future life events. Journal Personality and Social Psychology, 1980, vol. 39, no. 5, pp. 806–820. https://doi.org/10.1037/0022-3514.39.5.806

Zhen L., Nan Y., Pham B. College students coping with COVID-19: stress-buffering effects of self-disclosure on social media and parental support. Communication Research Reports, 2021, vol. 38, no. 1, pp. 1–10. https://doi.org/10.1080/08824096.2020.1870445


Просмотров аннотации: 776
Загрузок PDF: 573
Опубликован
2021-04-29
Как цитировать
Klimatckaia, L., Dyachuk, A., Bocharova, J., & Shpakou, A. (2021). СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 13(2), 284-302. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2021-13-2-284-302
Раздел
Междисциплинарные исследования