ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ДИНАМИКЕ ОБУЧЕНИЯ

  • Andrew K. Martusevich Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации http://orcid.org/0000-0002-0818-5316
  • Ivan V. Bocharin Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации http://orcid.org/0000-0002-4961-5351
  • Levon R. Dilenyan Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Yaroslav V. Kiseliv Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации http://orcid.org/0000-0002-4050-6386
Ключевые слова: адаптация, студенты, вариабельность сердечного ритма

Аннотация

Целью работы явилась сравнительная оценка вариабельности сердечного ритма студентов младших и выпускного курсов медицинского ВУЗа.

Материал и методы. Исследование проведено на 426 студентах первого-второго курсов Приволжского исследовательского медицинского университета (178 юношей и 248 девушек) и 58 студентах выпускного (шестого) курса (23 юноши и 35 девушек). Для регистрации электрокардиограммы и анализа гемодинамических показателей, в том числе характеризующих вариабельность сердечного ритма, применяли систему спортивного тестирования «Medical Soft». Для мониторинга использовали стандартные гемодинамические параметры, статистические и спектральные показатели вариабельности сердечного ритма, а также интегральный критерий состояния микроциркуляции. Анализ данных производили в соответствии с возрастными нормативами.

Результаты. Установлено, что состояние кардиоваскулярной системы у студентов шестого курса существенно отличается от такового у младшекурсников. Так, у представителей данной группы зафиксировано увеличение уровня диастолического давления, относительная тахикардия, нарастание параметра LF/HF, снижение показателя pNN50, характеризующего вариабельность ритма. Одновременно показано увеличение общего периферического сопротивления сосудов и снижение микроциркуляции.

Заключение. Установлено, что выпускники медицинского ВУЗа имеют более выраженные признаки дизадаптации в функционировании сердечно-сосудистой системы, чем студенты младших курсов. Они проявляются как в перестройке вариабельности кардиоритма (в сторону симпатической гиперстимуляции миокарда), так и изменении состояния сосудов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Andrew K. Martusevich, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

д-р биол. наук, руководитель лаборатории медицинской биофизики 

Ivan V. Bocharin, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

преподаватель кафедры физической культуры и спорта

Levon R. Dilenyan, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

канд. мед. наук, доцент кафедры патофизиологии

Yaroslav V. Kiseliv, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

преподаватель кафедры физической культуры и спорта

Литература

Aghajanian N.A., Minnibayev T.S., Severin A.E. Izuchenie obraza zhizni, sostoyaniya zdorov'ya i uspevaemosti studentov pri intensifikacii obrazovatel'nogo processa [The study of lifestyle, health status and academic performance of students at the intensification of the educational process]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation], 2005, no. 3, pp. 48-52.

Baronenko V.A., Rapoport L.A. Zdorov'e i fizicheskaya kul'tura [Health and physical education student]. Moscow: Alpha Publ., 2003, 417 p.

Venevtseva Yu.l., Melnikov A.H., Nizhnik L.N., Gomova T.A. Aktivnyj ortostaz v ocenke funkcional'nyh rezervov detej i podrostkov [Active orthostasis in the assessment of functional reserves of children and adolescents]. Vestnik aritmologii [Bulletin of Arrhythmology], 2005, no. 1, p. 26.

Bocharin I.V., Martusevich A.K., Guryanov M.S., Kiselev Ya.V., Kanatev K.N., Polebentsev S.N. Rezul'taty skriningovogo obsledovaniya sostoyaniya serdechno-sosudistoj sistemy studencheskoj molodezhi g. Nizhnego Novgoroda [Results of screening evaluation of cardiovascular system of students in Nizhny Novgorod]. International Journal of Medicine and Psychology, 2020, vol. 3, no. 1, pp. 118-121. http://ijmp.ru/archives/10087

Kashina Yu.V. Ocenka adaptacii studentov v nachale i v konce uchebnogo goda po variabel'nosti ritma serdca [Estimation of students adaptation ta the start and end of education year on heart rate variability]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental studies], 2014, no. 10, part 3, pp. 514-517. https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35454

Litvin F.G., Tsyganovsky A.M., Sbitnyi S.N. et al. Variabel'nost' serdechnogo ritma u studentov s raznoj dvigatel'noj aktivnost'yu [Heart rate variability in students with different motor activity]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes named after PF. Lesgaft], 2015, no. 7, pp. 123-129. http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/7782

Roslyakova E.M., Alipbekova A.S., Igibaeva A.S. Pokazateli funkcional'nogo sostoyaniya serdechno-sosudistoj sistemy studentov v usloviyah adaptacii k obucheniyu v vuze v zavisimosti ot vegetativnogo statusa [Parameters of functional state of cardiovascular system of students in the adaptation to education in university in connection with vegetative status]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental studies], 2017, no. 5-2, pp. 252-256. https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11582

Sabirjanov A.R. Medlennovolnovye kolebaniya krovoobrascheniya u detei [Slow-wave fluctuations of blood circulation in children]. Chelyabinsk: South Ural St. Univ. Publ., 2004, 115 p.

Spitsin A.P. Osobennosti struktury serdechnogo ritma u lic molodogo vozrasta v zavisimosti ot dominiruyushchego tipa vegetativnoj nervnoj sistemy [Specialties of cardiac rhythm structure in younger peoples in connection with dominant type of autonomous nervous system]. Kurskij nauchno-prakticheskij vestnik "CHelovek i ego zdorov'e" [Human and its health], 2017, no. 3, pp. 113-117. https://doi.org/10.21626/vestnik/2017-3/19

Spitsin A.P., Spitsina T.A. Serdechnyj ritm v usloviyah nervno-psihicheskogo napryazheniya [Cardiac rhythm during nervous and psychological stress]. Vyatskij medicinskij vestnik [Vyatka medical Gerald], 2010, no. 2, pp. 66-69.

Haspekova N.B. Diagnosticheskaya informativnost' monitorirovaniya variabel'nosti ritma serdca [Diagnostic informativeness of monitoring HRV], Vestnik aritmologii [Bulletin of Arrhythmology], 2003, no. 32, pp. 15-23. p

Shlyk N.A. Serdechnyj ritm i tip regulyacii u detej, podrostkov i sportsmenov [Heart rate and type of regulation in children, adolescents and athletes]. Izhevsk, Publ. house "Udmurtia University", 2009.

Galland B., Jackson P., Sayers R. et al. A matched case control study of orthostatic intolerance in children/adolescents with chronic fatigue syndrome. Pediatric Research, 2008, vol. 63, no. 2, pp. 196-202. https://www.nature.com/articles/pr200838

Dimitriev D.A., Saperova E.V., Dimitriev A.D. State Anxiety and Nonlinear Dynamics of Heart Rate Variability in Students. PLoS One, 2016, vol. 11, no. 1, e0146131. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0146131

Kleiger, R.E., Stein P.K., Bigger Jr. J.T. Heart rate variability: measurement and clinical utility. Annals of Noninvasive Electrocardiology, 2005, vol. 10, no. 1, pp. 88-101. https://doi.org/10.1111/j.1542-474x.2005.10101.x

Misek J., Belyaev I., Jakusova V., Tonhajzerova I., Barabas J., Jakus J. Heart rate variability affected by radiofrequency electromagnetic field in adolescent students. Bioelectromagnetics, 2018, vol. 39, no. 4, pp. 277-288. https://doi.org/10.1002/bem.22115

Nakayama N., Arakawa N., Ejiri H., Matsuda R., Makino T. Heart rate variability can clarify students' level of stress during nursing simulation. PLoS One, 2018, vol. 13, no. 4, e0195280. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0195280

Tharion E., Parthasarathy S., Neelakantan N. Short-term heart rate variability measures in students during examinations. Natl Med J India, 2009, vol. 22, no. 2, pp. 63-6.

Thomas B.L., Viljoen M. Heart Rate Variability and Academic Performance of First-Year University Students. Neuropsychobiology, 2019, vol. 78, no. 4, pp. 175-181. https://doi.org/10.1159/000500613

Veternik M., Tonhajzerova I., Misek J., Jakusova V., Hudeckova H., Jakus J. The impact of sound exposure on heart rate variability in adolescent students. Physiol Res., 2018, vol. 67, no. 5, pp. 695-702. https://doi.org/10.33549/physiolres.933882

Zhao S., Chi A., Yan J., Yao C. Feature of Heart Rate Variability and Metabolic Mechanism in Female College Students with Depression. BioMed Research International, 2020, vol. 2020, Article ID 5246350. https://doi.org/10.1155/2020/5246350


Просмотров аннотации: 389
Загрузок PDF: 263
Опубликован
2021-02-28
Как цитировать
Martusevich, A., Bocharin, I., Dilenyan, L., & Kiseliv, Y. (2021). ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ДИНАМИКЕ ОБУЧЕНИЯ. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 13(1), 208-221. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2021-13-1-208-221
Раздел
Здравоохранение и профилактическая медицина