СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА УРОВЕНЬ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Цель. Изучение влияния экзаменационного процесса на изменения уровня ситуативной тревожности (УСТ) и уровня личностной тревожности (УЛТ) у студентов первого и пятого курсов в возрасте 17-21 года, относящихся к меланхолическому типу темперамента, в сравнении с сангвиниками, холериками и флегматиками.
Материалы и методы. Влияние эмоционального стресса на уровень ситуативной и личностной тревожности в трех различных ситуациях определялся экспресс версией тест-анкет по системе баллов: в обычные дни за два месяца до экзаменов (ОД), за 30 минут до экзамена (ДЭ) и через 30 минут после экзаменов (ПЭ).
Результаты и обсуждение. Установлено, что на всех этапах у студентов первого и пятого курсов уровень ситуативной и личностной тревожности между типами заметно отличается. У 17-летних студентов (I курс) меланхолического типа экзаменационный стресс перед экзаменом и после экзаменов повышает УСТ по сравнению с ОД. У этих студентов от влияния экзаменационного стресса по сравнению с ОД, в периоды ДЭ и ПЭ показатели УЛТ повышаются практически на одинаковом уровне. У 21- летних студентов меланхолического типа под воздействием экзаменационного стресса по сравнению с ОД в периоды ДЭ и ПЭ УСТ повышается. У этих студентов экзаменационный стресс в период ДЭ и ПЭ по сравнению с ОД повышает УЛТ еще более выраженно.
Выводы. У 21-летних студентов (V курс) меланхолического типа экзаменационный стресс повышает УСТ и УЛТ более выраженно по сравнению с 17-летними (I курс). В разном возрасте и в условиях эмоционального напряжения экзамена, с помощью психофизиологического тестирования студентов разных курсов рекомендуется определять тип темперамента и разных форм уровней тревожности.
Скачивания
Литература
Aleksandrov A.G., Lukyanenok P.I. Nauchnoe obrazovanie. Meditsinskie nauki, 2016, no. 6, pp. 1-14. https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=938
Ayzenk G.Yu. Inostrannaya psikhologiya, 1993, vol. 1, no. 2, pp. 9-24.
Lila N.L. Osobennosti adaptivnykh vozdeystviy studentov s raznymi individual'no-tipologicheskimi kharakteristikami psikhicheskoy deyatel'nosti i vegetativnoy regulyatsii organizma: Dis. … kand. med. nauk [Features of adaptive influences of students with different individual-typological characteristics of mental activity and autonomic regulation of the body]. Lugansk, 2015, 147 p.
Hayden E.P., Shankman S.A., Olino Th.M. et al. Cognitive and temperamental vulnerability to depression: Longitudinal associations with regional cortical activity. Cognition &Emotion, 2008, vol. 22, № 7, pp. 1415-1428. https://doi.org/10.1080/02699930701801367
Pavlov I.P. Obshchie tipy vysshey nervnoy deyatel'nosti zhivotnykh i cheloveka [General types of higher nervous activity in animals and humans]. Moscow: Direkt-Media, 2008, 50 p.
Sudakov K.V. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova, 2005, vol. 105, № 2, pp. 4-12.
Strelets V.B., Samko H.H., Golikova Zh.V. Zhurnal vysshey nervnoy deyatelnosti, 1998, vol. 48, no. 3, pp. 458-463.
Filaretova L.N. Rossiyskiy fiziologicheskiy zhurnal im. I.M. Sechenova, 2010, vol. 96, no. 9, pp. 924-935.
Shukurov F.A., Melikova N.Kh. Rossiyskiy fiziologicheskiy zhurnal im. I.M.Sechenova, 2004, vol. 90, no. 8, pp. 124-125.
Schwarzer Ch., Buchwald P. Examination stress: measurement and coping. Anxiety, Stress & Coping, 2003, vol. 16, no. 3, pp. 247- 249. https://doi.org/10.1080/1061580031000095407
Просмотров аннотации: 335 Загрузок PDF: 398
Copyright (c) 2021 Tukazban V. Rustamova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.