ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОРДИНАТОРОВ КАК ОСНОВА ИХ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Vyacheslav V. Averin Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» http://orcid.org/0000-0001-5916-4171
  • Elena R. Zinkevich Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» http://orcid.org/0000-0003-2630-3395
  • Olga S. Kulbakh Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» http://orcid.org/0000-0002-2502-2973
Ключевые слова: медицинское образование, ординатура, ценностные ориентации, деонтологическая культура, аксиологический подход, гендерные особенности

Аннотация

Обоснование. Современная российская социальная ситуация характеризуется выраженным вниманием к человеку, что вызывает необходимость своевременного изучения особенностей ценностных ориентаций ординаторов, выступающих основой их деонтологической культуры. В 2019-2020 гг. в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете на факультете послевузовского и дополнительного профессионального образования состоялось исследование,  посвященное изучению заявленной проблемы.

Цель исследования. Изучение иерархии ценностных ориентаций специалистов, осваивающих образовательную программу в ординатуре.

Материалы и методы. В исследовании участвовали 155 ординаторов первого курса, из них: 60 мужчин и 95 женщин. Средний возраст респондентов – 25 лет. Продолжительность исследования, включая подготовку, организацию тестирования, анализ данных, составила полгода.

Исследование осуществлялось с разрешения этического комитета ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет». Каждый участник подписывал стандартную форму согласия на участие в тестировании с использованием методики М. Рокича.

Оценка полученных результатов осуществлялась посредством факторного анализа (метод главных компонент с вращением Varimax).

Результаты. По завершению исследования удалось сформировать представление об иерархии ценностных ориентаций врачей, обучающихся в ординатуре.  

Заключение. Полученные результаты послужили источником переосмысления дидактических подходов к организации образовательного процесса, усиления в нем аксиологической составляющей, способствующей формированию ценностных ориентаций, становлению деонтологической культуры специалистов в области здравоохранения.

Биографии авторов

Vyacheslav V. Averin, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

д-р псих. наук, профессор, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики

Elena R. Zinkevich, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

д-р пед. наук, доцент, профессор

Olga S. Kulbakh, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

д-р мед. наук, профессор

Литература

Vedeneeva G.I. Mir obrazovaniya – obrazovanie v mire, 2015, no. 2, pp. 174-181.

Vorontsova E.G. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 23, pp. 3-14. http://izvestiapsy.isu.ru/ru/article?id=567

Golovanova N.F. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly), 2015, no. 10, pp. 5-8. https://almavest.ru/ru/archive/922/3096

Zdravookhranenie v Rossii: statisticheskiy sbornik. Statisticheskiy sbornik [Health care in Russia: statistical collection. Statistical collection]. Federal State Statistics Service]. Moscow: Rosstat, 2015, 174 p.

Kontseptsiya razvitiya sistemy zdravookhraneniya v Rossiyskoy Federatsii do 2020 [Concept for the development of the healthcare system in the Russian Federation until 2020]. http://www.protown.ru/information/doc/4293.html

Kotlyarova V.V. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2015, no. 9-1 (59), pp. 99-102. https://www.gramota.net/materials/3/2015/9-1/26.html

Kropacheva M.L. Pedagogika i psikhologiya v 21 veke: sovremennoe sostoyanie i tendentsii issledovaniya: tezisy dokl. Vseros. nauchno-prakticheskoy konf. s zaochnym uchastiem (Kirov, 23-24 dekabrya 2013 g.) [Pedagogy and psychology in the 21st century: current state and research trends: abstracts of the All-Russian scientific and practical conference with correspondence participation (Kirov, 23-24 December 2013)]. Kirov, 2014, pp. 97-102.

Kurochkina S.V. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, vol. 22, no. 3, pp. 148-151. https://vestnik-pip.ksu.edu.ru/archive-2016/vestnik-pip-2016-3-ru.html

Leontev D.A. Vestnik MGU. Seriya 14. Psikhologiya, 1996, no. 4, pp. 35-43.

Lozovaya A.I. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Problemy sotsial'no-gumanitarnogo znaniya, 2013, vol. 13, no. 9, pp. 141-143. http://www.vstu.ru/uploadiblok/files/izvestiya/archive/6/2013-09.pdf

Makarova M.N., Korotkikh M.A. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sotsiologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya, 2018, vol. 1, no. 3, pp. 294-301. https://journals.udsu.ru/sociology/article/view/1204

Petrukhina S.R. Psikholog, 2017, no. 4, pp. 10-20. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21811

Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii № 212n ot 11 maya 2017 g. «Ob utverzhdenii Poryadka priema na obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya − programmam ordinatury» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation no. 212n dated May 11, 2017 "On approval of the Procedure for admission to training in educational programs of higher education - residency programs"]. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71592980/

Psikhologicheskie testy [Psychological tests] / ed. A.A. Karelin. Vol. 1. M.: Vlados, 2002. 321 p.

Sidorenko E. V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii [Methods of mathematical processing in psychology]. SPb.: Rech, 2000. 350 p.

Florya V.I., Levitskaya S.V. Mir obrazovaniya – obrazovanie v mire, 2015, no. 2 (58), pp. 145-152.

Helyer R. Learning through reflection: the critical role of reflection in work-based learning (WBL). Journal of Work-Applied Management, 2015, vol. 7, pp. 15-27. https://doi.org/10.1108/JWAM-10-2015-003

Kohlberg L. Moral stages and moralization: The cognitive developmental approach. In: T. Lickona (Ed.), Theory, research and social issues. Moral development and behavior. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1976, pp. 31-53.

Nguyen T. H. Background and consequences of over-individualization of students today. Colloquium-journal, 2019, no. 26 (50), pp. 60-61. http://www.colloquium-journal.org/wp-content/uploads/2020/01/colloquium-journal-2650-chast-7.pdf

Olteanu C. Reflection and the object of learning. International Journal for Lesson and Learning Studies, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 60-75. http://dx.doi.org/10.1108/IJLLS-08-2015-0026

Опубликован
2021-05-06
Как цитировать
Averin, V., Zinkevich, E., & Kulbakh, O. (2021). ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОРДИНАТОРОВ КАК ОСНОВА ИХ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 13(1), 279-296. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2021-13-1-279-296
Раздел
Междисциплинарные исследования