СОСТОЯНИЕ РЕГУЛЯТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ПАРАМЕТРЫ СОСУДИСТОГО РУСЛА СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СЕВЕРНОГО ВУЗА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ

Ключевые слова: регуляция, регуляторные механизма, адаптационные резервы, студенты

Аннотация

Изучение параметров вегетативной нервной системы и оценка адаптационных резервов организма студентов позволяет на донозологическом уровне определить ключевые маркеры изменения функционирования сердечно сосудистой системы.

Цель. Оценка регуляторных механизмов и состояния сосудистого русла организма студентов первого курса, в зависимости от уровня адаптационных резервов.

Материалы и методы исследования. Всего обследовано 245 студентов-первокурсников Сургутского государственного педагогического университета, средний возраст которых 18,3±0,33 года. Методом кардиоинтервалографии («ВНС-спектр», компании «Нейрософт») оценивали вариабельность сердечного ритма в состоянии покоя и при проведении активной ортостатической пробы. Для оценки состояния сосудистого русла использовали аппаратно-программный комплекс «Ангиоскан – 01П». Статистическая обработка полученных данных проведена с помощью программы Statistica 10.0.

Результаты. Результаты исследования показали, что при проведении активной ортостатической пробы количество межполовых отличий в группах сравнения значительно уменьшилось по сравнению с фоновой записью. Среди параметров, характеризующих состояние сосудистого русла, от уровня адаптационных резервов зависели: величина центрального давления, возраст сосудов и уровень стресса.

Заключение. Адаптационные резервы организма студентов 1 курса северного вуза определяют регуляторные особенности юношей и девушек-студенток, а также величину сосудистого тонуса и возраст сосудистой системы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Alyona A. Govorukhina, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

доктор биологических наук, доцент, заведующая кафедрой МБДиБЖ

Anna A. Novoselova, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

старший преподаватель кафедры МБДиБЖ

Oleg A. Malkov, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры МБДиБЖ

Литература

Список литературы

Афинеевская А.Ю., Мальков О.А. Особенности поражения сосудистой стенки и распределения жировой клетчатки у пациентов с дисплазией соединительной ткани // Вестник «Биомедицина и социология». 2018. № 4. С. 13-16.

Витковский Е.Д., Базик И.Ю. и др. Оценка гемодинамических характеристик кровотока сонной артерии при патологической геометрии сосудистого русла // Доклады Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. 2016. № 7 (101). С. 205-209.

Гребняк Н.П., Якимова К.А., Микрюкова Н.Г. Роль спектральных показателей сердечного ритма в оценке адаптационного потенциала студентов // Журнал фундаментальной медицины и биологии. 2016. № 4. С. 46-50.

Кириллова Т.Г., Ефимова, Т.Н. Адаптационные механизмы к обучению в вузе студентов академии физической культуры и спорта // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11 (16). С. 43-45.

Мартусевич А. К., Бочарин И. В. И др. Оценка адаптационных резервов сердца студентов медицинского вуза в динамике обучения // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. № 1. С. 208-218. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2021-13-1-208-221

Марчук С.А. Особенности психофизического состояния студентов с разным уровнем здоровья // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. 2 (180). С. 24-248.

Михайлов В. М. Вариабельность ритма сердца (новый взгляд на старую парадигму). Иваново: ООО «Нейрософт». 2017. 516 с.

Николаева Е.Н. Александрова М.В. и др. Оценка функционального состояния сердечнососудистой системы и уровня тревожности студентов гуманитарного и естественно-научного профиля обучения в условиях Севера // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2020. № 22 (1). С. 70-74.

Ольбинская Л.И. Общность патогенеза АГ и ХСН // Сердечная недостаточность. 2002. № 1. С. 17-21.

Парфенов А. С. Ранняя диагностика сердечно сосудистых заболеваний с использованием аппаратно-программного комплекса «Ангиоскан-01» // Поликлиника. 2012. №2(1). С. 70–74.

Сарыг С. К., Харрасов А. Ф. Гендерные особенности гемодинамических показателей и вариационной пульсометрии у студентов // Вестник Тувинского государственного университета. Естественные и сельскохозяйственные науки. 2017. №2. С. 36-43.

Сатаркулова А. М. Функциональное состояние и адаптационный потенциал у иностранных студентов с различным типом вегетативной регуляции в процессе обучения // Ульяновский медико-биологический журнал. 2020. №1. С. 118-125.

Cбитнева О.А. Воздействие учебного процесса на организм студентов // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 1(43). С. 114-119.

Чижкова М.Б. Взаимосвязь здоровья студентов-первокурсников с адаптацией к образовательной среде медицинского вуза // Психолог. 2020. №6. С. 38-55.

Almeida-Santos, M.A. Aging, heart rate variability and patterns of autonomic regulation of the heart // Arch. Gerontol. Geriatr. 2016. Vol. 63. P. 1–8. https://doi.org/10.1016/j.archger.2015.11.011

Davila M., Lewis G., Porges S. The PhysioCam: A Novel Non-Contact Sensorto Measure Heart Rate Variability in Clinical and Field Applications // Front Public Health. 2017. Vol. 5. Article 300. https://doi.org/10.3389/fpubh.2017.00300

ESH/ESC Guidelines for the management of arterial hypertension. The Task Force for the management of arterial hypertension of the European Society of Hypertension (ESH) and of the European Society of Cardiology (ESC) // Journal of Hypertension. 2013. Vol. 31 (7). P. 1281–1357. https://doi.org/10.1097/01.hjh.0000431740.32696.cc

Esler M. Sympathetic activity in experimental and human hypertension. In Mancia G edc. // Handbook of hypertension. Vol. 17. Amsterdam: Elsevier, 1997. Р. 628-732.

Lopez-Gonzalez AA, Aguilo A, Frontera M, Bennasar-Veny M, Campos I, Vicente-Herrero T et al. Effectiveness of the Heart Age tool for improving modifiable cardiovascular risk factors in a Southern European population: a randomized trial // Eur J Prev Cardiol. 2015. Vol. 22(3). P. 389-96. https://doi.org/10.1177/2047487313518479

Pichon A., Nuissier F., Chapelot D. Heart rate variability and depressed mood in physical education students: a longitudinal study // Auton Neurosci. 2010. Vol. 156(1-2). P. 117-123. https://doi.org/10.1016/j.autneu.2010.03.019

References

Afineevskaya A.YU., Mal’kov O.A. Osobennosti porazheniya sosudistoj stenki i raspredeleniya zhirovoj kletchatki u pacientov s displaziej soedinitel’noj tkani [Peculiarities of vascular wall lesions and fatty tissue distribution in patients with connective tissue dysplasia]. Bulletin “Biomedicine and sociology”, 2018, vol. 4, pp. 13-16.

Vitkovskij E.D., Bazik I.YU. et al. Ocenka gemodinamicheskih harakteristik krovotoka sonnoj arterii pri patologicheskoj geometrii sosudistogo rusla [Evaluation of hemodynamic characteristics of carotid artery blood flow in pathological vascular geometry]. Doklady Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta informatiki i radioelektroniki, 2016, no. 7 (101), pp. 205-209.

Grebnyak N.P., YAkimova K.A., Mikryukova N.G. Rol’ spektral’nyh pokazatelej serdechnogo ritma v ocenke adaptacionnogo potenciala studentov [The role of cardiac rhythm spectral indices in assessing students’ adaptation potential]. ZHurnal fundamental’noj mediciny i biologii, 2016, no. 4, pp. 46-50.

Kirillova T.G., Efimova, T.N. Adaptacionnye mekhanizmy k obucheniyu v vuze studentov akademii fizicheskoj kul’tury i sporta [Adaptation Mechanisms to Higher Education of Students of the Academy of Physical Culture and Sports]. Tavricheskij nauchnyj obozrevatel’, 2016, no. 11 (16), pp. 43-45.

Martusevich A. K., Bocharin I. V. I dr. Ocenka adaptacionnyh rezervov serdca studentov medicinskogo vuza v dinamike obucheniya [Assessment of adaptive reserves of medical universities in the dynamics of education]. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2021, vol. 13(1), pp. 208-218. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2021-13-1-208-221

Marchuk S.A. Osobennosti psihofizicheskogo sostoyaniya studentov s raznym urovnem zdorov’ya [Features of the psychophysical state of students with different levels of health]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2020, no. 2 (180), pp. 24-248.

Mihajlov V. M. Variabel’nost’ ritma serdca (novyj vzglyad na staruyu paradigmu) [Heart rate variability (a new look at an old paradigm)]. Ivanovo: OOO «Nejrosoft», 2017, 516 p.

Nikolaeva E.N. Aleksandrova M.V. et al. Ocenka funkcional’nogo sostoyaniya serdechnososudistoj sistemy i urovnya trevozhnosti studentov gumanitarnogo i estestvenno-nauchnogo profilya obucheniya v usloviyah Severa [Evaluation of the functional state of the cardiovascular system and the level of anxiety of students of the humanities and natural sciences of education in the conditions of the North]. Mediko-farmacevticheskij zhurnal «Pul’s», 2020, no. 22 (1), pp. 70-74.

Ol’binskaya L.I. Obshchnost’ patogeneza AG i HSN [Commonality of pathogenesis of AH and CHF]. Serdechnaya nedostatochnost’ [Heart failure], 2002, no. 1, pp. 17-21.

Parfenov A. S. Rannyaya diagnostika serdechno sosudistyh zabolevanij s ispol’zovaniem apparatno-programmnogo kompleksa «Angioskan-01» [Early diagnosis of cardiovascular diseases using the hardware and software complex “Angioscan-01”]. Poliklinika, 2012, no. 2(1), pp. 70–74.

Saryg S. K., Harrasov A. F. Gendernye osobennosti gemodinamicheskih pokazatelej i variacionnoj pul’sometrii u studentov [Gender Features of Hemodynamic Parameters and Variable Pulsometry in Students]. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Estestvennye i sel’skohozyajstvennye nauki, 2017, no. 2, pp. 36-43.

Satarkulova A. M. Funkcional’noe sostoyanie i adaptacionnyj potencial u inostrannyh studentov s razlichnym tipom vegetativnoj regulyacii v processe obucheniya [Functional state and adaptive potential of foreign students with different types of autonomic regulation in the learning process]. Ul’yanovskij mediko-biologicheskij zhurnal, 2020, no. 1, pp. 118-125.

Cbitneva O.A. Vozdejstvie uchebnogo processa na organizm studentov [The impact of the educational process on the body of students]. Universum: Psihologiya i obrazovanie, 2017, no. 1(43), pp. 114-119.

Chizhkova M.B. Vzaimosvyaz’ zdorov’ya studentov-pervokursnikov s adaptaciej k obrazovatel’noj srede medicinskogo vuza [Relationship between the health of first-year students and their adaptation to the educational environment of a medical school]. Psiholog, 2020, vol. 6, pp. 38-55.

Almeida-Santos, M.A. Aging, heart rate variability and patterns of autonomic regulation of the heart. Arch. Gerontol. Geriatr., 2016, vol. 63, pp. 1–8. https://doi.org/10.1016/j.archger.2015.11.011

Davila M., Lewis G., Porges S. The PhysioCam: A Novel Non-Contact Sensorto Measure Heart Rate Variability in Clinical and Field Applications. Front Public Health, 2017, vol. 5, article 300. https://doi.org/10.3389/fpubh.2017.00300

ESH/ESC Guidelines for the management of arterial hypertension. The Task Force for the management of arterial hypertension of the European Society of Hypertension (ESH) and of the European Society of Cardiology (ESC). Journal of Hypertension, 2013, vol. 31 (7), pp. 1281–1357. https://doi.org/10.1097/01.hjh.0000431740.32696.cc

Esler M. Sympathetic activity in experimental and human hypertension. In Mancia G edc. Handbook of hypertension. Vol. 17. Amsterdam: Elsevier, 1997, pp. 628-732.

Lopez-Gonzalez AA, Aguilo A, Frontera M, Bennasar-Veny M, Campos I, Vicente-Herrero T et al. Effectiveness of the Heart Age tool for improving modifiable cardiovascular risk factors in a Southern European population: a randomized trial // Eur J Prev Cardiol. 2015. Vol. 22(3). pp. 389-96. https://doi.org/10.1177/2047487313518479

Pichon A., Nuissier F., Chapelot D. Heart rate variability and depressed mood in physical education students: a longitudinal study. Auton Neurosci., 2010, vol. 156(1-2), pp. 117-123. https://doi.org/10.1016/j.autneu.2010.03.019


Просмотров аннотации: 114
Загрузок PDF: 114
Опубликован
2022-10-30
Как цитировать
Govorukhina, A., Novoselova, A., & Malkov, O. (2022). СОСТОЯНИЕ РЕГУЛЯТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ПАРАМЕТРЫ СОСУДИСТОГО РУСЛА СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СЕВЕРНОГО ВУЗА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14(5), 49-62. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-5-49-62
Раздел
Биологические исследования