ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ)

  • Igor Yu. Khudonogov ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России https://orcid.org/0000-0003-1781-5495
  • Marina V. Pevneva ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России
  • Kristina N. Lyashenko ООО «Мастер»
Ключевые слова: спортсмены-подростки, школа здоровья, информационно-когнитивные воздействия, социально-психологическая эффективность, личностная тревожность, качество жизни

Аннотация

Актуальность. Настоящая работа посвящена социальной диагностике и социальной профилактике возможных побочных негативных явлений медицинского, социального и психологического плана, возникающих на фоне основного тренировочного и образовательного процессов спортсменов пубертатного возраста с учетом их пола.

Цель: оценить гендерные особенности динамики качества жизни (КЖ) и личностной тревожности (ЛТ) старшеклассников Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №35 им. братьев Самургашевых» (ГБУ РО «СШОР № 35») на фоне занятий в школе здоровья.

Методы: исторический, педагогический, социально-психологический, социальной профилактики, социологический, статистический и графический методы, а также метод контент-анализа.

Результаты: после занятий в школе здоровья (ШЗ) ЛТ снизилась в целом по выборке более, чем на 40%. Снижение ЛТ сопровождалось повышением КЖ почти на 15%. Главными приоритетами ЛТ для девушек-спортсменок оказались признаки: «Вам грозит неуспех, провал»; «Видеть плохие или «вещие» сны»; «У Вас что-то не получается». Среди спортсменов-юношей исходный уровень ЛТ был ниже, чем у девушек на 40%. Приоритетами мужской тревожности стали такие признаки, как: «Вам грозит неуспех, провал»; «На Вас не обращают внимания»; «Не можете справиться с домашним заданием». После занятий в ШЗ девушки наиболее быстро ликвидировали ЛТ по таким направлениям как «Ждете родителей после их личной беседы с директором школы» и «Видеть плохие или «вещие» сны», а юноши – «Не понимаете объяснений учителя», «(Они) Замолчали, когда Вы подошли», «У Вас что-то не получается». Исходный уровень КЖ спортсменок-девушек был значимо ниже на 8,7%, чем у спортсменов-юношей, а после занятий в ШЗ превысил соответствующий показатель в группе спортсменов-юношей на 4,7%. Юноши-спортсмены отмечали после занятий в ШЗ улучшение отношений в процессе учебы (со сверстниками, начальством и др.), однако в количественном выражении это улучшение было в 9 раз ниже, чем в группе спортсменок-девушек.

Заключение. Полученные результаты могу быть широко распространены в аналогичных спортивных школах для обеспечения мониторинга и приведения к возрастным нормам уровня личностной тревожности и качества жизни обучающихся.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Igor Yu. Khudonogov, ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России

к.м.н., старший преподаватель кафедры истории

Marina V. Pevneva, ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России

к.п.н., доцент кафедры медицинской реабилитации, спортивной медицины, физического воспитания с курсом медико-социальной экспертизы

Kristina N. Lyashenko, ООО «Мастер»

главный врач

Литература

Список литературы

Снеговая О.А. Коммуникативно-компетентностный подход в образовательном пространстве высшей школы / О.А. Снеговая, Е.А. Карапетян, В.Н. Власова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С. 110-114. https://doi.org/10.23672/SAE.2019.10.38994

Применение когнитивной гимнастики у больных после ишемического инсульта на санаторном этапе реабилитации / Е.А. Бойко, Т.В. Кулишова, Г.И. Шумахер [и др.] // Бюллетень сибирской медицины. 2008. Т. 7. № 5-1. С. 62-67.

Носкова И.С. Когнитивная гимнастика // Медицинская сестра. 2017. № 5. С. 22-25.

Худоногов И.Ю. Социальное регулирование самосохранительного поведения. Общественное здоровье как функция информационно-когнитивного пространства. Beau Bassin, Mauritius: LAP LAMBERT, 2018. 296 с.

Гундаров И.А. Профилактическая медицина на рубеже веков: от факторов риска - к резервам здоровья и социальной профилактике / И.А. Гундаров, В.А. Полесский. Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2016. 256 с.

Худоногов И.Ю. Приватизация здоровья (социальные перспективы, информационные и когнитивные предпосылки) // Современные подходы к продвижению здоровья: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Гомель, 25–26 октября 2018 года. Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2018. С. 81-84.

Скутина А.В. Проблемы возникновения бихейвиористской школы и ее последователи в современной России // Проблемы экономики и управления: социокультурные, правовые и организационные аспекты: Сборник статей магистрантов и преподавателей КузГТУ. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2021. С. 135-140.

Павлов И.П. Условный рефлекс // Физиологический журнал СССР. 1935. Т. 19. №1. С. 261-275.

Крылосова А.А. Формирование soft skils в процессе занятий физкультурой и спортом / А.А. Крылосова, А.В. Козлова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 16–18 ноября 2018 года / Под редакцией Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, 2018. С. 456-457.

Научное обоснование когнитивно-информационного протезирования (медико-социологический анализ естественной репарации самосохранительных мотивационных матриц) / И.Ю. Худоногов, А.С. Иванов, Л.Г. Зарубинская [и др.] // В мире научных открытий. 2018. Т. 10. № 3. С. 41-61. https://doi.org/10.12731/wsd-2018-3-41-61

Гуревич Т.С. Уровень тревожности и тип мотивации у спортсменов- паралимпийцев и спортсменов, не имеющих ограничений по здоровью / Т.С. Гуревич, А.Н. Фетисов, А.В. Зайцева // Лечебная физическая культура и спортивная медицина: традиции и инновации: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Году науки и технологий в РФ, Москва, 20 мая 2021 года / Отв. редакторы А.Б. Мирошников, Ю.А. Ермолаева. Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2021. С. 232-237.

Юсупов И.Ю. Годовой цикл подготовки и развития двигательных качеств у бегунов на средние и длинные дистанции в условиях повышенной температуры окружающей среды // Глобальный научный потенциал. 2021. № 5(122). С. 88-91.

Давлетова Н.Х. Оценка качества жизни студентов спортивного вуза / Н.Х. Давлетова, Е.А. Тафеева, Ф.А. Мавлиев // Медицина труда и экология человека. 2021. № 4(28). С. 279-296. https://doi.org/10.24412/2411-3794-2021-10418

Текст теста личностной тревожности для подростков (с 10-17 лет) (А.М.Прихожан). https://www.ikatids38.ru/images/doc/studentu/vospitrab/kabinet_psychologa/trevozhnost.pdf (дата обращения: 20.06.2022).

Байгажанова Г.К. Особенности эмоциональных состояний подростков, обучающихся в частных и государственной школах / Г.К. Байгажанова, Г.Р. Мамедгасанова // Alatoo Academic Studies. 2021. № 3. С. 11-18. https://doi.org/10.17015/aas.2021.213.01

Психология здоровья: Учебник для вузов / Л.И. Августова, В.А. Ананьев, Р.А. Березовская [и др.]; Под редакцией Г.С. Никифорова. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 607 с.

Калькулятор теста Манна-Уитни U (ранговая сумма Уилкоксона). Mann Whitney U test calculator (Wilcoxon rank-sum). https://www.statskingdom.com/170median_mann_whitney.html (дата обращения: 20.09.2022).

Александровский Ю.А. Неврозы и перекисное окисление липидов / Ю.А. Александровский, М.В. Поюровский, Г.Г. Незнамов. Москва: Наука, 1991. 144 с.

Расчет стэнов в Excel. https://mybiblioteka.su/10-102832.html (дата обращения: 20.06.2022).

Бурьянова А.В. Исследование ценностно-мотивационной сферы московских подростков // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2016. № 8. С. 33-36.

Думчене А.Л. Качество жизни и рискованное поведение подростков, занимающихся и не занимающихся спортом / А.Л. Думчене, Г. Паужа // Воспитание и обучение: теория, методика и практика:Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 ноября 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 100-101. https://doi.org/10.21661/r-465834

References

Snegovaya O.A. Kommunikativno-kompetentnostnyy podkhod v obrazovatel’nom prostranstve vysshey shkoly [Communicative competence approach in the educational space of higher school]. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2019, no. 10, pp. 110-114. https://doi.org/10.23672/SAE.2019.10.38994

Boyko E.A., Kulishova T.V., Shumakher G.I. et al. Primenenie kognitivnoy gimnastiki u bol’nykh posle ishemicheskogo insul’ta na sanatornom etape reabilitatsii [The use of cognitive gymnastics in patients after ischemic stroke at the sanatorium stage of rehabilitation]. Byulleten’ sibirskoy meditsiny, 2008, vol. 7, no. 5-1, pp. 62-67.

Noskova I.S. Kognitivnaya gimnastika [Cognitive gymnastics]. Meditsinskaya sestra, 2017, no. 5, pp. 22-25.

Khudonogov I.Yu. Sotsial’noe regulirovanie samosokhranitel’nogo povedeniya. Obshchestvennoe zdorov’e kak funktsiya informatsionno-kognitivnogo prostranstva [Social regulation of self-preserving behavior. Public health as a function of information and cognitive space]. Beau Bassin, Mauritius: LAP LAMBERT, 2018, 296 p.

Gundarov I.A., Polesskiy V.A. Profilakticheskaya meditsina na rubezhe vekov:Ot faktorov riska - k rezervam zdorov’ya i sotsial’noy profilaktike [Preventive medicine at the turn of the century: from risk factors to health reserves and social prevention]. Moscow: GEOTAR-Media, 2016, 256 p.

Khudonogov I.Yu. Privatizatsiya zdorov’ya (sotsial’nye perspektivy, informatsionnye i kognitivnye predposylki) [Health Privatization (Social Perspectives, Informational and Cognitive Prerequisites)]. Sovremennye podkhody k prodvizheniyu zdorov’ya:sbornik materialov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Gomel’, 25–26 oktyabrya 2018 goda [Modern Approaches to Health Promotion: Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference, Gomel, October 25–26, 2018]. Gomel: Gomel State Medical University, 2018, pp. 81-84.

Skutina A.V. Problemy vozniknoveniya bikheyvioristskoy shkoly i ee posledovateli v sovremennoy Rossii [Problems of the Behavioral School Emergence and Its Followers in Modern Russia]. Problemy ekonomiki i upravleniya: sotsiokul’turnye, pravovye i organizatsionnye aspekty: Sbornik statey magistrantov i prepodavateley KuzGTU [Problems of Economics and Management: Sociocultural, Legal and Organizational Aspects: Collection of Articles of Undergraduates and Teachers of KuzGTU]. Kemerovo: Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, 2021, pp. 135-140.

Pavlov I.P. Uslovnyy refleks [Conditioned reflex]. Fiziologicheskiy zhurnal SSSR, 1935, vol. 19, no. 1, pp. 261-275.

Krylosova A.A., Kozlova A.V. Formirovanie soft skils v protsesse zanyatiy fizkul’turoy i sportom [Formation of soft skills in the process of physical education and sports]. Fizicheskoe vospitanie i studencheskiy sport glazami studentov: Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Kazan’, 16–18 noyabrya 2018 goda [Physical education and student sports through the eyes of students: Proceedings of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation, Kazan, November 16–18, 2018] / Edited by R.A. Yusupova, B.A. Akishina. Kazan: Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev, 2018, pp. 456-457.

Khudonogov I.Yu., Ivanov A.S., Zarubinskaya L.G. and others. Nauchnoe obosnovanie kognitivno-informatsionnogo protezirovaniya (mediko-sotsiologicheskiy analiz estestvennoy reparatsii samosokhranitel’nykh motivatsionnykh matrits) [Scientific substantiation of cognitive-informational prosthetics (medical-sociological analysis of natural reparation of self-preservation motivation matrix)]. V mire nauchnykh otkrytiy, 2018, vol. 10, no. 3, pp. 41-61. https://doi.org/10.12731/wsd-2018-3-41-61

Gurevich T.S., Fetisov A.N., Zaytseva A.V. Uroven’ trevozhnosti i tip motivatsii u sportsmenov- paralimpiytsev i sportsmenov, ne imeyushchikh ogranicheniy po zdorov’yu [Level of anxiety and type of motivation in Paralympic athletes and athletes without health restrictions]. Lechebnaya fizicheskaya kul’tura i sportivnaya meditsina: traditsii i innovatsii: Materialy IX Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoy Godu nauki i tekhnologiy v RF, Moskva, 20 maya 2021 goda [Therapeutic physical culture and sports medicine: traditions and innovations: Proceedings of the IX All-Russian scientific and practical conference with international participation dedicated to the Year of Science and Technology in the Russian Federation, Moscow, May 20, 2021] / Ed. A.B. Miroshnikov, Yu.A. Ermolaeva. Moscow: Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, 2021, pp. 232-237.

Yusupov I.Yu. Global’nyy nauchnyy potentsial, 2021, no. 5(122), pp. 88-91.

Davletova N.Kh., Tafeeva E.A., Mavliev F.A. Meditsina truda i ekologiya cheloveka, 2021, no. 4(28), pp. 279-296. https://doi.org/10.24412/2411-3794-2021-10418

Prikhozhan A.M. The text of the test of personal anxiety for adolescents (from 10-17 years old). https://www.ikatids38.ru/images/doc/studentu/vospitrab/kabinet_psychologa/trevozhnost.pdf

Baygazhanova G.K., Mamedgasanova G.R. Alatoo Academic Studies, 2021, no. 3, pp. 11-18. https://doi.org/10.17015/aas.2021.213.01

Avgustova L.I., Anan’ev V.A., Berezovskaya R.A. et al. Psikhologiya zdorov’ya [Health psychology] / ed. G.S. Nikiforov. St. Petersburg: Piter, 2006, 607 p.

Mann Whitney U test calculator (Wilcoxon rank-sum). https://www.statskingdom.com/170median_mann_whitney.html

Aleksandrovskiy Yu.A., Poyurovskiy M.V., Neznamov G.G. Nevrozy i perekisnoe okislenie lipidov [Neurosis and lipid peroxidation]. Moscow: Nauka, 1991, 144 p.

Calculation of stanes in Excel. https://mybiblioteka.su/10-102832.html

Bur’yanova A.V. Nauchnye issledovaniya i razrabotki molodykh uchenykh, 2016, no. 8, pp. 33-36.

Dumchene A.L., Pauzha G. Vospitanie i obuchenie: teoriya, metodika i praktika:Sbornik materialov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Cheboksary, 25 noyabrya 2017 goda [Education and training: theory, methodology and practice: Collection of materials of the XI International Scientific and Practical Conference, Cheboksary, November 25, 2017] / Editorial Board: O.N. Shirokov et al. Cheboksary: Center for Scientific Cooperation “Interactive Plus”, 2017, pp. 100-101. https://doi.org/10.21661/r-465834


Просмотров аннотации: 79
Загрузок PDF: 70
Опубликован
2023-04-30
Как цитировать
Khudonogov, I., Pevneva, M., & Lyashenko, K. (2023). ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ). Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 15(2), 195-220. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2023-15-2-195-220
Раздел
Здравоохранение и профилактическая медицина