ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И СУТОЧНОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ, ПЕРЕБОЛЕВШИХ COVID-2019

  • Nadezhda A. Tsvetkova Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России) https://orcid.org/0000-0003-0967-205X
  • Pavel A. Kislyakov Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Российский государственный социальный университет» https://orcid.org/0000-0003-1238-9183
  • Elena A. Volodarskaya Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской Академии наук (ИИЕТ РАН)
Ключевые слова: студенты, переболевшие СOVID-19, смысложизненные ориентации, базисные убеждения, суточная занятость студентов, ограничительные меры, сравнительный анализ

Аннотация

Обоснование. Пандемия COVID-19 и связанная с ней массовая самоизоляция оказала существенное влияние на сформировавшиеся у студентов к ее началу особенности смысловой сферы личности. И чем сильнее изменившиеся условия жизнедеятельности отразились на жизни и здоровье самих студентов, тем, вероятно, сильнее изменились их смысложизненные ориентации, базисные убеждения, а также практика заполнения времени собственной жизни. Важно определить, какие различия по данным параметрам наблюдаются у тех студентов, которые переболели этой вирусной инфекцией, при сравнении с теми студентами, кто ею не болел.

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей смысложизненных ориентаций личности, базисных убеждений и суточного структурирования времени жизни в период самоизоляции студентов, переболевших вирусной инфекцией COVID-2019.

Материалы и методы. Выборка состояла из 180 студентов, обучавшихся на 4-ом курсе нескольких московских вузов (МГППУ, РГСУ, МГОУ и др.) на факультетах социально-гуманитарной направленности. Из этой, случайным образом составленной студенческой выборки, была выделена группа студентов, переболевших COVID-19. Сравнивались две студенческих группы: 1) студенты, переболевшие COVID-19; 2) студенты, не болевшие им. Эмпирические данные собраны на основе теста «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева, шкалы базисных убеждений (WAS) Р. Янова-Бульмана в адаптации М.А. Падун и А.В. Котельниковой и специально разработанной методики самооценки студентами структуры и объема суточной занятости в период действия ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19. Перечень видов суточной занятости был разработан студентами 4-ого курса факультета экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета во время учебных занятий в онлайн-формате. Он включал следующие виды суточной занятости: сон, учебная деятельность, работа по дому, время за компьютером с вне учебной целью, лежание в горизонтальном положении, поддержание физической формы, просмотр телевизора, другая занятость – свой вариант, который мог включать работу, волонтерскую деятельность и др. Участвовавшим в исследовании студентам в роли испытуемых давалась инструкция: «Вспомните, пожалуйста, чем именно Вы обычно были заняты в течение суток в период самоизоляции и выразите это в % соотношении, исходя из общей суммы 100%. В строке: «Другая занятость» – перечислите то, чем именно вы занимались».

Математико-статистическая обработка данных осуществлена на основе пакета MS Office Excel, IBM SPSS Statistics 23. Достоверность различий в показателях двух студенческих групп определялась по U-критерию Манна-Уитни.

Результаты. Установлено, что переболевшие вирусом COVID-19 студенты отличаются от студентов, не болевших им, более высоким общим уровнем осмысленности жизни; хотя структура общего уровня осмысленности жизни у них совпадает (на первом месте находятся цели жизни, за ними следуют: локус контроля «жизнь», процесс жизни, результат жизни; завершает эту иерархию локус контроля «Я»), однако студенты, переболевшие вирусом COVID-19, живут с более выраженным ощущением результативности жизни и являются более целеустремленными людьми; они также имеют относительно более высокие показатели локуса контроля «жизнь», процесса жизни, локуса контроля «Я»; переболевшие вирусом COVID-19 студенты имеют сходный уровень убежденности в доброжелательности мира и подконтрольности происходящих в их жизни событий с не болевшими им студентами. В то же время в их когнитивных моделях мира сформировался более высокий, но не выходящий за пределы нормативных значений, уровень базисных убеждений – в собственной удачливости и везении, ценности и значимости собственного «Я», наличии справедливости; студенты, переболевшие вирусом COVID-19, более разнообразно структурируют свою занятость в течение суток, по сравнению с не болевшими им студентами.

Заключение. Полученные эмпирическим путем данные подтверждают наличие различий между студенческими выборками: студенты, переболевшие вирусной инфекцией COVID-19, отличаются от своих сверстников, не болевших ею, как особенностями смысловой сферы личности, так и особенностями структурирования времени собственной жизни. Чтобы научно объяснить эти выявленные различия, требуются дополнительные исследования с большим охватом студентов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Nadezhda A. Tsvetkova, Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России)

доктор психологических наук, доцент, главный научный сотрудник

Pavel A. Kislyakov, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Российский государственный социальный университет»

доктор психологических наук, доцент, профессор факультета психологии

Elena A. Volodarskaya, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской Академии наук (ИИЕТ РАН)

доктор психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра организации науки и науковедения

Литература

Abdrashitov R.T., Abakarov A.M., Kubekova A.S. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya, 2020, vol. 9, no. 4A, pp. 98-105. https://doi.org/10.34670/AR.2020.25.61.01

Andreychenko A.A., Vasyunina L.M., Zueva V.S. Voprosy nauki i obrazovaniya, 2018, no. 1 (13), pp. 184-188.

Denisova E.G., Sarelaynen A.I. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya, 2016, vol. 5, no. 5A, pp. 34-43.

Dolgova V.I. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2016, no. 6, pp. 283-289.

Dudina M.N. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, no. 8, pp. 117-125.

Zarubko E.Yu. Internet-zhurnal «Mir nauki», 2018, no. 4. https://mir-nauki.com/PDF/33PSMN418.pdf

Levshchanova V.V., Katunova V.V. Mir pedagogiki i psikhologii, 2017, no. 4 (9), pp. 22-28.

Kislyakov P. A. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2020, no. 5 (47), pp. 343-356. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.2

Leont’ev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy (SZhO) [Life Meaning Orientation Test (SJO)]. M.: Smysl, 2006, 18 p.

Maslova O.V. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i Pedagogika, 2011, no. 3, pp. 12-18.

Mel’nichuk A.S. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: Elektronnyy sbornik materialov XXIV Mezhdunar. simpoziuma, posvyashchennogo 95-letiyu so dnya rozhdeniya V.E. Chudnovskogo, g. Moskva, 10–11 aprelya 2019 goda [Psychological problems of the meaning of life and acme: Electronic collection of materials of the XXIV International Symposium dedicated to the 95th anniversary of the birth of V.E. Chudnovsky, Moscow, April 10–11, 2019]. M.: PI RAO, 2019, pp. 261-264.

Odintsova M.A. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 2012, no. 2(108), pp. 90-96.

Padun M.A., Kotel’nikova A.V. Psikhologicheskiy zhurnal, 2008, no. 4, vol. 29, pp. 98-106.

Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: Elektron. sb. materialov XXV Mezhdunar. simpoziuma [Psychological problems of the meaning of life and acme: Electron. Sat. Materials XXV Intern. symposium] / eds. G.A. Vayzer, T.A. Popova, N.V. Kisel’nikova. M.: FGBNU «Psikhologicheskiy institut RAO», 2020, 315 p.

Sereda E.I. Fundamental’nye i prikladnye issledovaniya: problemy i rezul’taty, 2013, no. 8, pp. 66-70.

Sladkova I.A. Internet-zhurnal «Mir nauki», 2016, vol. 4, no. 2. http://mir-nauki.com/PDF/47PSMN216.pdf

Sorokoumova E.A., Cherdymova E.I., Puchkova E.B., Temnova L.V. Nauchnoe obozrenie. Seriya 1. Ekonomika i pravo, 2020, no. 3, pp. 196-205. https://doi.org/10.26653/2076-4650-2020-3-18

Suleymanova A.I. Nauka, obrazovanie i innovatsii: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Ekaterinburg, 15 oktyabrya 2016 goda [Science, education and innovations: collection of articles of the Intern. scientific-practical. Conf., Yekaterinburg, October 15, 2016]. Ekaterinburg: Aeterna, 2016, pp. 206-211.

Sungurova N.L., Tsveks M.V. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2021, no. 1(144), pp. 267-271.

Frank S.L. Smysl zhizni: Antologiya [The meaning of life: An anthology]. M.: Progress-Kul’tura, 1994, 592 p.

Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man in search of meaning]. M.: Progress, 1990, 368 p.

Chudnovskiy V.E. Stanovlenie lichnosti i problema smysla zhizni: Izbrannye Trudy [The Formation of Personality and the Problem of the Meaning of Life: Selected Works]. M.: MPSI, 2006, 768 p.

Shapovalova V.S. Nauchnyy rezul’tat. Seriya: Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, 2015, vol. 1, no. 2 (4), pp. 35-41.

Shkilev S.V. Smyslozhiznennye orientatsii kak faktor sotsial’no-psikhologicheskoy adaptatsii studentov v protsesse obucheniya v vuze: diss. … kand. psikhol. nauk [Meaningful orientations as a factor in the socio-psychological adaptation of students in the process of learning at the university: diss. … cand. psychol. Sciences]. Kursk, 2006, 178 p.

Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Konstantinova N.P., Pchelinova V.V. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury, 2021, no. 6, pp. 67-70.

Erkenova S.A., Simakina A.A. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i acme, 2021, no. 1. http://www.persev.ru/de/node/12593

Yashchenko E.F., Yashchenko E.V. Psikhologiya. Psikhofiziologiya, 2012, no. 31, pp. 25-34. https://readera.org/147159769

George L.S., Park C.L. Meaning in life as comprehension, purpose, and mattering: Toward integration and new research questions. Review of General Psychology, 2016, no. 20, pp. 205-220. http://dx.doi.org/10.1037/gpr0000077

Heintzelman S.J. Eudaimonia in the contemporary science of subjective well-being: Psychological well-being, self-determination, and meaning in life. Handbook of wellbeing / E. Diener, S. Oishi, L. Tay. Salt Lake City, UT: DEF Publishers, 2018, pp. 168-180.

Leontiev D.A. Personal meaning: A challenge for psychology. The Journal of Positive Psychology, 2013, no. 8, pp. 459-470. https://doi.org/10.1080/17439760.2013.830767

Martela F., Steger M.F. The three meanings of meaningin life: Distinguishing coherence, purpose, and significance. The Journal of Positive Psychology, 2016, vol. 11, no. 5, pp. 531-545, https://doi.org/10.1080/17439760.2015.1137623

McKnight P.E., Kashdan T.B. Purpose in life as a system that creates and sustains health and well-being: An integrative, testable theory. Review of General Psychology, 2009, no. 13, pp. 242-251. https://doi.org/10.1037/a0017152


Просмотров аннотации: 234
Загрузок PDF: 216
Опубликован
2021-10-29
Как цитировать
Tsvetkova, N., Kislyakov, P., & Volodarskaya, E. (2021). ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И СУТОЧНОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ, ПЕРЕБОЛЕВШИХ COVID-2019. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 13(5), 285-306. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2021-13-5-285-306
Раздел
Здравоохранение и профилактическая медицина