ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И СУТОЧНОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ, ПЕРЕБОЛЕВШИХ COVID-2019
Аннотация
Обоснование. Пандемия COVID-19 и связанная с ней массовая самоизоляция оказала существенное влияние на сформировавшиеся у студентов к ее началу особенности смысловой сферы личности. И чем сильнее изменившиеся условия жизнедеятельности отразились на жизни и здоровье самих студентов, тем, вероятно, сильнее изменились их смысложизненные ориентации, базисные убеждения, а также практика заполнения времени собственной жизни. Важно определить, какие различия по данным параметрам наблюдаются у тех студентов, которые переболели этой вирусной инфекцией, при сравнении с теми студентами, кто ею не болел.
Цель исследования заключалась в выявлении особенностей смысложизненных ориентаций личности, базисных убеждений и суточного структурирования времени жизни в период самоизоляции студентов, переболевших вирусной инфекцией COVID-2019.
Материалы и методы. Выборка состояла из 180 студентов, обучавшихся на 4-ом курсе нескольких московских вузов (МГППУ, РГСУ, МГОУ и др.) на факультетах социально-гуманитарной направленности. Из этой, случайным образом составленной студенческой выборки, была выделена группа студентов, переболевших COVID-19. Сравнивались две студенческих группы: 1) студенты, переболевшие COVID-19; 2) студенты, не болевшие им. Эмпирические данные собраны на основе теста «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева, шкалы базисных убеждений (WAS) Р. Янова-Бульмана в адаптации М.А. Падун и А.В. Котельниковой и специально разработанной методики самооценки студентами структуры и объема суточной занятости в период действия ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19. Перечень видов суточной занятости был разработан студентами 4-ого курса факультета экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета во время учебных занятий в онлайн-формате. Он включал следующие виды суточной занятости: сон, учебная деятельность, работа по дому, время за компьютером с вне учебной целью, лежание в горизонтальном положении, поддержание физической формы, просмотр телевизора, другая занятость – свой вариант, который мог включать работу, волонтерскую деятельность и др. Участвовавшим в исследовании студентам в роли испытуемых давалась инструкция: «Вспомните, пожалуйста, чем именно Вы обычно были заняты в течение суток в период самоизоляции и выразите это в % соотношении, исходя из общей суммы 100%. В строке: «Другая занятость» – перечислите то, чем именно вы занимались».
Математико-статистическая обработка данных осуществлена на основе пакета MS Office Excel, IBM SPSS Statistics 23. Достоверность различий в показателях двух студенческих групп определялась по U-критерию Манна-Уитни.
Результаты. Установлено, что переболевшие вирусом COVID-19 студенты отличаются от студентов, не болевших им, более высоким общим уровнем осмысленности жизни; хотя структура общего уровня осмысленности жизни у них совпадает (на первом месте находятся цели жизни, за ними следуют: локус контроля «жизнь», процесс жизни, результат жизни; завершает эту иерархию локус контроля «Я»), однако студенты, переболевшие вирусом COVID-19, живут с более выраженным ощущением результативности жизни и являются более целеустремленными людьми; они также имеют относительно более высокие показатели локуса контроля «жизнь», процесса жизни, локуса контроля «Я»; переболевшие вирусом COVID-19 студенты имеют сходный уровень убежденности в доброжелательности мира и подконтрольности происходящих в их жизни событий с не болевшими им студентами. В то же время в их когнитивных моделях мира сформировался более высокий, но не выходящий за пределы нормативных значений, уровень базисных убеждений – в собственной удачливости и везении, ценности и значимости собственного «Я», наличии справедливости; студенты, переболевшие вирусом COVID-19, более разнообразно структурируют свою занятость в течение суток, по сравнению с не болевшими им студентами.
Заключение. Полученные эмпирическим путем данные подтверждают наличие различий между студенческими выборками: студенты, переболевшие вирусной инфекцией COVID-19, отличаются от своих сверстников, не болевших ею, как особенностями смысловой сферы личности, так и особенностями структурирования времени собственной жизни. Чтобы научно объяснить эти выявленные различия, требуются дополнительные исследования с большим охватом студентов.
Скачивания
Литература
Abdrashitov R.T., Abakarov A.M., Kubekova A.S. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya, 2020, vol. 9, no. 4A, pp. 98-105. https://doi.org/10.34670/AR.2020.25.61.01
Andreychenko A.A., Vasyunina L.M., Zueva V.S. Voprosy nauki i obrazovaniya, 2018, no. 1 (13), pp. 184-188.
Denisova E.G., Sarelaynen A.I. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya, 2016, vol. 5, no. 5A, pp. 34-43.
Dolgova V.I. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2016, no. 6, pp. 283-289.
Dudina M.N. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, no. 8, pp. 117-125.
Zarubko E.Yu. Internet-zhurnal «Mir nauki», 2018, no. 4. https://mir-nauki.com/PDF/33PSMN418.pdf
Levshchanova V.V., Katunova V.V. Mir pedagogiki i psikhologii, 2017, no. 4 (9), pp. 22-28.
Kislyakov P. A. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2020, no. 5 (47), pp. 343-356. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.2
Leont’ev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy (SZhO) [Life Meaning Orientation Test (SJO)]. M.: Smysl, 2006, 18 p.
Maslova O.V. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i Pedagogika, 2011, no. 3, pp. 12-18.
Mel’nichuk A.S. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: Elektronnyy sbornik materialov XXIV Mezhdunar. simpoziuma, posvyashchennogo 95-letiyu so dnya rozhdeniya V.E. Chudnovskogo, g. Moskva, 10–11 aprelya 2019 goda [Psychological problems of the meaning of life and acme: Electronic collection of materials of the XXIV International Symposium dedicated to the 95th anniversary of the birth of V.E. Chudnovsky, Moscow, April 10–11, 2019]. M.: PI RAO, 2019, pp. 261-264.
Odintsova M.A. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 2012, no. 2(108), pp. 90-96.
Padun M.A., Kotel’nikova A.V. Psikhologicheskiy zhurnal, 2008, no. 4, vol. 29, pp. 98-106.
Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: Elektron. sb. materialov XXV Mezhdunar. simpoziuma [Psychological problems of the meaning of life and acme: Electron. Sat. Materials XXV Intern. symposium] / eds. G.A. Vayzer, T.A. Popova, N.V. Kisel’nikova. M.: FGBNU «Psikhologicheskiy institut RAO», 2020, 315 p.
Sereda E.I. Fundamental’nye i prikladnye issledovaniya: problemy i rezul’taty, 2013, no. 8, pp. 66-70.
Sladkova I.A. Internet-zhurnal «Mir nauki», 2016, vol. 4, no. 2. http://mir-nauki.com/PDF/47PSMN216.pdf
Sorokoumova E.A., Cherdymova E.I., Puchkova E.B., Temnova L.V. Nauchnoe obozrenie. Seriya 1. Ekonomika i pravo, 2020, no. 3, pp. 196-205. https://doi.org/10.26653/2076-4650-2020-3-18
Suleymanova A.I. Nauka, obrazovanie i innovatsii: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Ekaterinburg, 15 oktyabrya 2016 goda [Science, education and innovations: collection of articles of the Intern. scientific-practical. Conf., Yekaterinburg, October 15, 2016]. Ekaterinburg: Aeterna, 2016, pp. 206-211.
Sungurova N.L., Tsveks M.V. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2021, no. 1(144), pp. 267-271.
Frank S.L. Smysl zhizni: Antologiya [The meaning of life: An anthology]. M.: Progress-Kul’tura, 1994, 592 p.
Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man in search of meaning]. M.: Progress, 1990, 368 p.
Chudnovskiy V.E. Stanovlenie lichnosti i problema smysla zhizni: Izbrannye Trudy [The Formation of Personality and the Problem of the Meaning of Life: Selected Works]. M.: MPSI, 2006, 768 p.
Shapovalova V.S. Nauchnyy rezul’tat. Seriya: Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, 2015, vol. 1, no. 2 (4), pp. 35-41.
Shkilev S.V. Smyslozhiznennye orientatsii kak faktor sotsial’no-psikhologicheskoy adaptatsii studentov v protsesse obucheniya v vuze: diss. … kand. psikhol. nauk [Meaningful orientations as a factor in the socio-psychological adaptation of students in the process of learning at the university: diss. … cand. psychol. Sciences]. Kursk, 2006, 178 p.
Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Konstantinova N.P., Pchelinova V.V. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury, 2021, no. 6, pp. 67-70.
Erkenova S.A., Simakina A.A. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i acme, 2021, no. 1. http://www.persev.ru/de/node/12593
Yashchenko E.F., Yashchenko E.V. Psikhologiya. Psikhofiziologiya, 2012, no. 31, pp. 25-34. https://readera.org/147159769
George L.S., Park C.L. Meaning in life as comprehension, purpose, and mattering: Toward integration and new research questions. Review of General Psychology, 2016, no. 20, pp. 205-220. http://dx.doi.org/10.1037/gpr0000077
Heintzelman S.J. Eudaimonia in the contemporary science of subjective well-being: Psychological well-being, self-determination, and meaning in life. Handbook of wellbeing / E. Diener, S. Oishi, L. Tay. Salt Lake City, UT: DEF Publishers, 2018, pp. 168-180.
Leontiev D.A. Personal meaning: A challenge for psychology. The Journal of Positive Psychology, 2013, no. 8, pp. 459-470. https://doi.org/10.1080/17439760.2013.830767
Martela F., Steger M.F. The three meanings of meaningin life: Distinguishing coherence, purpose, and significance. The Journal of Positive Psychology, 2016, vol. 11, no. 5, pp. 531-545, https://doi.org/10.1080/17439760.2015.1137623
McKnight P.E., Kashdan T.B. Purpose in life as a system that creates and sustains health and well-being: An integrative, testable theory. Review of General Psychology, 2009, no. 13, pp. 242-251. https://doi.org/10.1037/a0017152
Просмотров аннотации: 234 Загрузок PDF: 216
Copyright (c) 2021 Nadezhda A. Tsvetkova, Pavel A. Kislyakov, Elena A. Volodarskaya
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.