ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

  • Aigul M. Akhmetova ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
  • Lidia D. Sadretdinova ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
  • Dilbar M. Gabitova ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
  • Amina N. Ishmukhametova ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
  • Tatyana M. Ilyasova ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, студенты медицинских вузов, депрессия

Аннотация

Статья посвящена эмоциональному выгоранию и выявлению ранних признаков депрессии у студентов медицинского вуза. Студенты медицинских вузов находятся в критическом периоде физического и умственного развития. Они наиболее восприимчивы к эмоциональному выгоранию в связи с большим объемом учебной информации, с ночными дежурствами, недосыпанием, плохим питанием, хотя сами студенты недооценивают у себя этого состояния, а ссылаются на усталость, плохое настроение. Учитывая, что большинство студентов-медиков станут врачами и будут специализироваться на определенной профессии, они испытывают больший психологический стресс и академическое давление, чем студенты других вузов. Целью данного исследования является оценка степени подверженности эмоциональному выгоранию и состоянию депрессии. На базе кафедры внутренних болезней Башкирского государственного медицинского университета был проведен опрос с помощью стандартных психодиагностических методик: признаки депрессии были оценены с помощью Шкалы депрессии Бека, эмоциональное выгорание было оценено с помощью опросника Maslach Burnout Inventory (MBI), адаптированный для России Н. Е. Водопьяновой и системного индекса синдрома перегорания. В анкетировании приняло участие 60 студентов медицинского университета 3 курса педиатрического факультета, средний возраст составил 20 +2,3, юношей – 19 человек, девушек – 41. Были получены результаты, которые помогли определить признаки эмоционального выгорания и депрессивное состояние легкой и умеренной степени. Необходимо изучить характеристики и факторы, влияющие на эмоциональное выгорание студентов-медиков, и разработать возможные решения для предотвращения выгорания студентов-медиков. Благодаря этому студенты-медики могут лучше адаптироваться к окружающей среде и служить в своей будущей карьере.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Aigul M. Akhmetova, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

 ассистент кафедры внутренних болезней

Lidia D. Sadretdinova, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

ассистент кафедры внутренних болезней

Dilbar M. Gabitova, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

к.м.н., доцент кафедры внутренних болезней

Amina N. Ishmukhametova, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

к.м.н., доцент кафедры внутренних болезней

Tatyana M. Ilyasova, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

к.м.н., доцент кафедры внутренних болезней

Литература

Список литературы / References

Backović DV, Živojinović JI, Maksimović J, Maksimović M. Gender differences in academic stress and burnout among medical students in final years of education. Psychiatr Danub., 2019, vol. 24 (2), pp. 175–181. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22706416/

Burnout and suicidal ideation among U.S. medical students. Dyrbye LN, Thomas MR, Massie FS, Power DV, Eacker A, Harper W, Durning S, Moutier C, Szydlo DW, Novotny PJ, Sloan JA, Shanafelt TD. Ann Intern Med., 2020 Sep 2, vol. 149(5), pp. 334-341. https://doi.org/10.7326/0003-4819-149-5-200809020-00008

Burnout and satisfaction with work-life balance among US physicians relative to the general US population. Shanafelt TD, Boone S, Tan L, Dyrbye LN, Sotile W, Satele D, West CP, Sloan J, Oreskovich MR. Arch Intern Med., 2021 Oct 8, vol. 172(18), pp. 1377-1385. https://doi.org/10.1001/archinternmed.2012.3199

Burnout in medical students before residency: A systematic review and meta-analysis. Frajerman A, Morvan Y, Krebs MO, Gorwood P, Chaumette B. Eur Psychiatry, 2019 Jan, vol. 55, pp. 36-42. https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2018.08.006

COVID-19 and the mental well-being of Australian medical students: impact, concerns and coping strategies used. Lyons Z, Wilcox H, Leung L, Dearsley O. Australas Psychiatry, 2020 Dec, vol. 28(6), pp. 649-652. https://doi.org/10.1177/1039856220947945

Dahlin M, Joneborg N, Runeson B. Stress and depression among medical students: a cross-sectional study. Med Educ., 2005 Jun, vol. 39(6), pp. 594-604. https://doi.org/10.1111/j.1365-2929.2005.02176.x

Fitzpatrick O., Biesma R., Ronán M Conroy. Prevalence and relationship between burnout and depression in our future doctors: a cross-sectional study in a cohort of preclinical and clinical medical students in Ireland. BMJ Open, 2019, vol. 9(4), e023297. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-023297

Ilic Ir. High risk of burnout in medical students in Serbia, by gender: A cross-sectional study. PLoS One, 2021, vol. 16(8), e0256446. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0256446

Kajjimu J., Kaggwa M. M., Bongomin F. Burnout and Associated Factors Among Medical Students in a Public University in Uganda: A Cross-Sectional Study. Adv Med Educ Pract., 2021, vol. 12, pp. 63–75. https://doi.org/10.2147/AMEP.S287928

Medical Student Psychological Distress and Mental Illness Relative to the General Population: A Canadian Cross-Sectional Survey. Maser B, Danilewitz M, Guérin E, Findlay L, Frank E. Acad Med., 2019 Nov, vol. 94(11), pp. 1781-1791. https://doi.org/10.1097/acm.0000000000002958

Obregon, M., Luo, J., Shelton, J. et al. Assessment of burnout in medical students using the Maslach Burnout Inventory-Student Survey: a cross-sectional data analysis. BMC Med Educ., 2020, vol. 20(1), p. 376. https://doi.org/10.1186/s12909-020-02274-3

Prevalence and factors associated with burnout among frontline primary health care providers in low- and middle-income countries: A systematic review. Dugani S, Afari H, Hirschhorn LR, Ratcliffe H, Veillard J, Martin G, Lagomarsino G, Basu L, Bitton A. Gates Open Res., 2018, no. 2, p. 4. https://doi.org/10.12688/gatesopenres.12779.3

A conceptual model of medical student well-being: promoting resilience and preventing burnout. Dunn LB, Iglewicz A, Moutier C. Acad Psychiatry, 2018 Jan-Feb, vol. 32(1), pp. 44-53. https://doi.org/10.1176/appi.ap.32.1.44

Prevalence of Depression, Depressive Symptoms, and Suicidal Ideation Among Medical Students: A Systematic Review and Meta-Analysis. Rotenstein LS, Ramos MA, Torre M, Segal JB, Peluso MJ, Guille C, Sen S, Mata DA. JAMA, 2019 Dec 6, vol. 316(21), pp. 2214-2236. https://doi.org/10.1001/jama.2016.17324

Coping With Stress and Burnout Associated With Telecommunication and Online Learning. Mheidly N, Fares MY, Fares J. Front Public Health, 2020, no. 8, 574969. https://doi.org/ 10.3389/fpubh.2020.574969

Stress and anxiety among university students in France during Covid-19 mandatory confinement. Husky MM, Kovess-Masfety V, Swendsen JD. Compr Psychiatry, 2020 Oct, vol. 102, 152191. 10.1016/j.comppsych.2020.152191

Suicide. https://www.nimh.nih.gov/health/statistics/suicide.shtml

Taib F, Van Rostenberghe H, Othman A. “Sorry you are not fit to be a doctor”: do we need to penalise unwell medical trainees? Educ Med J., 2020, vol. 12(1), pp. 65–69. https://doi.org/10.21315/eimj2020.12.1.7.

Wei Zhou, Juncai Pu, Xiaogang Zhong, Wensong Yang, Teng Teng, Li Fan. Overlap of burnout-depression symptoms among Chinese neurology graduate students in a national cross-sectional study. BMC Med Educ., 2021, vol. 21, article number: 83. https://doi.org/10.1186/s12909-021-02511-3

World Health Organization. 2019-2020. Burn-out an “occupational phenomenon”: International Classification of Diseases. https://www.who.int/news/item/28-05-2019-burn-out-an-occupational-phenomenon-international-classification-of-diseases


Просмотров аннотации: 492
Загрузок PDF: 502
Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
Akhmetova, A., Sadretdinova, L., Gabitova, D., Ishmukhametova, A., & Ilyasova, T. (2022). ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14(3), 312-325. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-3-312-325
Раздел
Здравоохранение и профилактическая медицина