МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ «УРОКОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ», КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ

  • Elvira S. Surdo Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого
  • Vladislav G. Galonisky Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого; Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», НИИ медицинских проблем Севера https://orcid.org/0000-0002-4795-1722
Ключевые слова: дети, сенсорная депривация зрения, гигиена полости рта, оценка усвоенной информации, уроки стоматологического здоровья

Аннотация

«Уроки стоматологического здоровья» – эффективный инструмент профилактики стоматологических заболеваний у здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная технология разработана для детей с патологией зрения. Вместе с тем, объективная оценка её реализации с позиции усвоения теоретического материала и практических навыков, остаётся актуальной.

Цель работы. Повышение эффективности профилактики основных стоматологических заболеваний у детей с сенсорной депривацией зрения на основе разработки и практического внедрения объективного контроля качественных характеристик результативности специализированных «Уроков стоматологического здоровья».

Материалы и методы. Разработана методика объективного контроля практического внедрения результативности коррекционных «Уроков стоматологического здоровья» для детей с патологией зрения, основанная на социологических методах исследования и универсальных математических технологиях интерпретации полученных результатов. Оценена эффективность практического внедрения вышеуказанной методики в специализированные образовательные дошкольные и школьные учреждения г. Красноярска III и IV вида.

Результаты и их обсуждение. Результаты внедрения разработанной методики показали, что фонд оценочных средств – анкеты-опросники и чек-листы для оценки теоретических знаний и практических умений, учитывающие особенности общесоматического и психофизиологического состояния слепых и слабовидящих детей, базирующиеся на платформе тифлопедагогики, адаптированные к различным возрастным периодам развития, достаточно качественные. Методика высоко информативна, объективна и достоверна для диагностики наличия соответствующих знаний и умений у детей с патологией зрения, позволяющая определить дальнейшую необходимость и тактику проведения коррекционных занятий.

Выводы. Разработанная методика позволяет объективно и достоверно на основании цифрового эквивалента, оценить теоретические знания и практические умения по вопросу профилактики стоматологических заболеваний. Методика неинвазивна и безвредна для обследуемых, высоко информативна, проста в применении, не требует дорогостоящего оборудования и специального обучения персонала, что даёт возможность использовать её в условиях дошкольных и школьных образовательных учреждений, без дополнительных временных затрат врача-стоматолога на её осуществление.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Elvira S. Surdo, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого

ассистент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии

Vladislav G. Galonisky, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого; Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», НИИ медицинских проблем Севера

д.м.н., профессор кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии, ведущий научный сотрудник

Литература

Список литературы

Адмакин О.И., Геппе Н.А., Мамедов Ад.А. Эффективность внедрения программы профилактики стоматологических заболеваний в группах детей и подростков с аллергической патологией // Стоматология детского возраста и профилактика. 2006. Т. 5, № 1-2. С. 11–15.

Алексеева Е.О., Ковалевский А.М. Эффективность программы профилактики стоматологических заболеваний у детей с аутизмом // Институт стоматологии. 2019. № 3 (84). С.62–63.

Галонский В. Г. «Уроки стоматологического здоровья» для детей с сенсорной депривацией зрения: монография / Галонский В.Г., Сурдо Э.С., Тарасова Н.В., Алямовский В.В., Градобоев А.В. Красноярский медицинский университет. Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2019. 124 с.

Галонский В.Г., Тарасова Н.В., Елисеева О.А. Обоснование психолого-педагогических приемов к проведению «Уроков стоматологического здоровья» у детей с сенсорной депривацией слуха // Сибирское медицинское обозрение. 2013. № 3 (81). С. 11–17.

Галонский В.Г., Тарасова Н.В., Сурдо Э.С. Обоснование методологических приемов санитарно-гигиенического просвещения и воспитания в профилактике стоматологических заболеваний у детей с сенсорной депривацией зрения // В мире научных открытий. 2014. № 4–1 (52). С. 512-529. https://doi.org/

Исмагилов О.Р., Шулаев А.В., Старцева Е.Ю., Ахметова Г.М., Березин К.А. Стоматологическая заболеваемость детей школьного возраста // Проблемы стоматологии. 2019. Т. 15, № 4. С. 140–148. https://doi.org/10.18481/2077-7566-2019-15-4-140-148

Кисельникова Л.П., Дроботько Л.Н., Милосердова К.Б. Оказание стоматологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15, № 3 (56). С. 9–15. https://doi.org/10.17759/autdd.2017150302

Литвина И.Ю. Способ комплексной психологической оценки уровня осведомлённости детей с ограниченными возможностями здоровья от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний./ И.Ю. Литвина, С.Ю. Малеева, А.А. Антонова // Патент РФ на изобретение № 2595089, 20.08.2016. Заявка № 2015116195/14 от 28.04.2015

Мошкова А.И., Богдашкина А.Ю., Гаврилова Е.П., Леванов В.М. День стоматологического здоровья в детском летнем лагере как форма гигиенического воспитания // Стоматология детского возраста и профилактика. 2019. Т. 19, № 4(72). С. 5–9. https://doi.org/10.33925/1683-3031-2019-19-4-5-9

Насретдинова Н.Ю., Ворожцова Л.И., Мандра Ю.В., Мандра Е.В., Димитрова Ю.В., Сорокоумова Д.В., Жегалина Н.М. Особенности современных методов профилактики стоматологических заболеваний у детей с расстройствами аутистического спектра в Уральском федеральном округе // Проблемы стоматологии. 2019. Т. 15, № 4. С.155–161. https://doi.org/10.18481/2077-7566-2019-15-4-155-161

Розакова Л.Ш., Хамадеева А.М., Авраамова О.Г., Степанов Г.В., Филатова Н.В. Эпидемиологическое обоснование коммунальных программ профилактики кариеса постоянных зубов для детей Самары // Стоматология. 2020. Т. 99, № 1. С. 66–69. https://doi.org/10.17116/stomat20209901166

Сатыго Е.А., Рубежова Е.А. Эффективность индивидуальной профилактики стоматологической патологии у детей с орфанными заболеваниями неврологического генеза с тяжелой степенью двигательных нарушений // Институт стоматологии. 2020. № 4 (89). С. 34–35.

Сетко Н.П., Мустафин И.Т., Бейлина Е.Б. Особенности стоматологической заболеваемости у детей младшего школьного возраста // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 4. С. 31–32.

Скрипкина Г.И., Авраамова О.Г., Бурнашова Т.И., Горячева В.В. Роль школьной стоматологии в снижении стоматологической заболеваемости детей Омска // Стоматология. 2019. Т. 98, № 3. С. 80–82. https://doi.org/

Смолина А.А., Кунин В.А., Вечеркина Ж.В., Чиркова Н.В. Анализ профилактических мероприятий стоматологических заболеваний у детей // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2016. Т.15, № 2. С.338–341.

Смолина А.А., Кунин В.В., Вечеркина Ж.В., Чиркова Н.В., Корецкая И.В. Оценка организационных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости детей кариесом // Вестник новых медицинских технологий. 2017. Т. 24, № 2. С. 172–177.

Сурдо Э.С., Тарасова Н.В., Галонский В.Г. Оценка эффективности стоматологического санитарно-гигиенического воспитания школьников с сенсорной депривацией зрения // Актуальные проблемы и перспективы развития стоматологии в условиях Севера: сб. статей межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 60-летию Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Якутск, 2017. С. 129–133.

Тарасова Н.В. Образовательная программа «уроки здоровья» как основа психологической подготовки детей с различной степенью умственной отсталости к стоматологическим манипуляциям // Здоровье семьи - 21 век. 2011. № 1 (1). С. 10.

Тарасова Н.В. Особенности оказания стоматологической помощи детям с умственной отсталостью вследствие с резидуально-органического поражения нервной системы: автореф. дис…канд. мед.наук. Красноярск, 2006. 23 с.

Тарасова Н.В., Галонский В.Г., Елесеева О.А. Опыт санитарно-просветительной работы и гигиенического воспитания в профилактике стоматологических заболеваний у детей с сенсорной депривацией слуха // Стоматология детского возраста и профилактика. 2013. Т. 12, № 4 (47). С. 66–69.

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. https://rosstat.gov.ru (дата обращения 13.02.2022)

Федорова Т.В. Стоматологические «Уроки здоровья» для детей дошкольного возраста с учётом индивидуально-типологических особенностей личности как способ профилактики кариеса зубов: монография / Федорова Т.В., Галонский В.Г., Тарасова Н.В., Бриль Е.А., Федоров В.А., Ковалевский В.А. Красноярск: 2012. 187 с.

Чуйкин С.В., Снеткова Т.В., Акатьева Г.Г., Снеткова Э.З. Стоматологическая заболеваемость у слепых и слабовидящих детей // Проблемы стоматологии. 2018. Т. 14. №4. С. 93–97. https://doi.org/10.17759/autdd.2017150302

Ярошенко Н.Е., Дмитрова А.Г. Распространенность кариеса и основные меры его профилактики у социально уязвимых категорий детей // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2016. № 2. С. 35–38.

Cashmore A.W., Noller J., Ritchie J., Johnson B., Blinkhorn A.S. Reorienting a paediatric oral health service towards prevention: lessons from a qualitative study of dental professionals // Health Promotion Journal of Australia. 2011. Vol. 22. № 1. P. 17–21. https://doi.org/10.1071/he11017

Khedekar M., Suresh K.V., Parkar M. I., Malik N., Patil S., Taur S., Pradhan D. Implementation of Oral Health Education to Orphan Children // J. Coll. Physicians Surg. Pak. 2015. Vol. 25(12). P. 856–9.

Masoe A.V., A.S., Taylor J., F.A. Assessment of the management factors that influence the development of preventive care in the New South Wales public dental service // 2015. Vol. 7. P. 1–11. https://doi.org/10.2147/JHL.S80011

Muhoozi G.K.M., Atukunda P., Skaare A.B., Willumsen T., Diep L.M., Westerberg A.C., Iversen P.O. Effects of nutrition and hygiene education on oral health and growth among toddlers in rural Uganda: follow-up of a cluster-randomised controlled trial // Trop Med Int. Health. 2018. Vol. 23 (4). P. 391–404. https://doi.org/10.1111/tmi.13036

Stein C., Santos N.M.L., Hilgert J.B., Hugo F.N. Effectiveness of oral health education on oral hygiene and dental caries in schoolchildren: Systematic review and meta-analysis // Community Dent Oral Epidemiol. 2018. Vol. 46(1). P. 30–37. https://doi.org/10.1111/cdoe.12325

References

Admakin O.I., Geppe N.A., Mamedov Ad.A. Effektivnost’ vnedreniya programmy profilaktiki stomatologicheskih zabolevanij v gruppah detej i podrostkov s allergicheskoj patologiej [Efficiency of invention of the programme of dental diseases prophylaxis in groups of children and teenagers with allergic pathology]. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika [Pediatric dentistry and prophylaxis], 2006, vol. 5, no. 1-2, рр. 11–15.

Alekseeva E.O., Kovalevsky A.M. Effektivnost’ programmy profilaktiki stomatologicheskih zabolevanij u detej s autizmom [The effectiveness of the program of prevention of dental diseases in children with autism]. Institut stomatologii [The dental institute], 2019, no. 3(84), рр. 62–63.

Galonsky V.G., Surdo E.S., Tarasova N.V., Alyamovsky V.V., Gradoboev A.V. «Uroki stomatologicheskogo zdorov’ya» dlya detej s sensornoj deprivaciej zreniya: monografiya [«Lessons in dental health» for children with sensory visual deprivation]. Krasnoyarsk Medical University. Krasnoyarsk: LITERA-print, 2019, 124 р.

Galonsky V.G., Tarasova N.V., Eliseeva O.A. Obosnovanie psihologo-pedagogicheskih priemov k provedeniyu «Urokov stomatologicheskogo zdorov’ya» u detej s sensornoj deprivaciej sluha [Justification of psychological and pedagogical methods for the “dental health lessons” in children with sensory hearing deprivation]. Sibirskoe medicinskoe obozrenie [Siberian medical review], 2013, no. 3(81), рр. 11–17.

Galonsky V.G., Tarasova N.V., Surdo E.S. Obosnovanie metodologicheskih priemov sanitarno-gigienicheskogo prosveshcheniya i vospitaniya v profilaktike stomatologicheskih zabolevanij u detej s sensornoj deprivaciej zreniya [Rationale for methodological techniques of hygiene education for prevention of dental diseases in children with sensory deprivation of vision]. V mire nauchnyh otkrytij [Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture], 2014, no. 4-1(52), рр. 512–529. https://doi.org/10.12731/wsd-2014-4.1-5

Ismagilov O.R., Shulaev A.V., Startseva E.Yu., Akhmetova G.M., Berezin K.A. Stomatologicheskaya zabolevaemost’ detej shkol’nogo vozrasta [Dental morbidity of school children]. Problemy stomatologii [Actual Problems in Dentistry], 2019, vol. 15, no. 4, рр. 140–148. https://doi.org/10.18481/2077-7566-2019-15-4-140-148

Kiselnikova L.P., Drobotko L.N., Miloserdova K.B. Okazanie stomatologicheskoj pomoshchi detyam s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [Dental care for children with autism spectrum disorders]. Autizm i narusheniya razvitiya [Autism and developmental disorders], 2017, vol. 17, no. 3(56), рр. 9–15. https://doi.org/10.17759/autdd.2017150302

Litvina I.Yu., Maleeva S.Yu., Antonova A.A. Sposob kompleksnoj psihologicheskoj ocenki urovnya osvedomlyonnosti detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya ot 6 do 12 let o profilaktike stomatologicheskih zabolevanij [Method for integrated psychological assessment of level of awareness on prevention of dental diseases among disabled children from 6 to 12]. RF patent for invention №2595089, 08/20/2016. Application № 2015116195/14 dated April 28, 2015.

Moshkova A.I., Bogdashkina A.Yu., Gavrilova E.P., Levanov V.M. Den’ stomatologicheskogo zdorov’ya v detskom letnem lagere kak forma gigienicheskogo vospitaniya [Dental health day in summer camp as a form of hygienic education]. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika [Pediatric dentistry and prophylaxis], 2019, vol. 19, no. 4(72), рр. 5–9. https://doi.org/10.33925/1683-3031-2019-19-4-5-9

Nasretdinova N.Yu., Vorozhtsova L.I., Mandra Yu.V., Mandra E.V., Dimitrova Yu.V., Sorokoumova D.V., Zhegalina N.M. Osobennosti sovremennyh metodov profilaktiki stomatologicheskih zabolevanij u detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra v Ural’skom federal’nom okruge [Usage of the modern methods for prevention of dental diseases in children with autism spectrum disorders in the ural federal district]. Problemy stomatologii [Actual Problems in Dentistry], 2019, vol. 15, no. 4, рр. 155–161. https://doi.org/10.18481/2077-7566-2019-15-4-155-161

Rozakova L.Sh., Khamadeeva A.M., Avraamova O.G., Stepanov G.V., Filatova N.V. Epidemiologicheskoe obosnovanie kommunal’nyh programm profilaktiki kariesa postoyannyh zubov dlya detej Samary [Epidemiological rationale for community-based programs of caries prevention of permanent teeth for children of samara city ]. Stomatologiya [Stomatology], 2020, vol. 99, no. 1, рр. 66–69. https://doi.org/10.17116/stomat20209901166

Satygo E.A., Rubezhova E.A. Effektivnost’ individual’noj profilaktiki stomatologicheskoj patologii u detej s orfannymi zabolevaniyami nevrologicheskogo geneza s tyazheloj stepen’yu dvigatel’nyh narushenij [The individual prophylaxis effectiveness of dental pathology in children with orphan diseases of neurological origin with a severe degree of movement disorders]. Institut stomatologii [The Dental Institute], 2020, no. 4(89), рр. 34–35.

Setko N.P., Mustafin I.T., Beilina E.B. Osobennosti stomatologicheskoj zabolevaemosti u detej mladshego shkol’nogo vozrasta [Dental morbidity in junior school children]. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ya [Issues of school and university medicine and health], 2019, no. 4, рр. 31–32.

Skripkina G.I., Avraamova O.G., Burnashova T.I., Goryacheva V.V. Rol’ shkol’noj stomatologii v snizhenii stomatologicheskoj zabolevaemosti detej Omska [The role of school dental service in the decrease of oral pathology in Omsk pediatric population]. Stomatologiya [Stomatology], 2019, vol. 98, no. 3, рр. 80–82. https://doi.org/10.17116/stomat20199803180

Smolina A.A., Kunin V.A., Vecherkina Zh.V., Chirkova N.V. Analiz profilakticheskih meropriyatij stomatologicheskih zabolevanij u detej [Analysis of preventive measures of dental diseases in children]. Sistemnyj analiz i upravlenie v biomedicinskih sistemah [System analysis and control in biomedical systems], 2016, vol. 15, no. 2, рр. 338–341.

Smolina A.A., Kunin V.V., Vecherkina Zh.V., Chirkova N.V., Koretskaya I.V. Ocenka organizacionnyh meropriyatij, napravlennyh na snizhenie zabolevaemosti detej kariesom [Assessment of organizational measures to reduce morbidity of children with caries]. Vestnik novyh medicinskih tekhnologij [Journal of new medical technologies], 2017, vol. 24, no. 2, рр. 172–177.

Surdo E.S., Tarasova N.V., Galonsky V.G. Ocenka effektivnosti stomatologicheskogo sanitarno-gigienicheskogo vospitaniya shkol’nikov s sensornoj deprivaciej zreniya [Efficience evaluation of dental sanitary-hygienic education for school-children with sensory deprivation of vision]. Aktual’nye problemy i perspektivy razvitiya stomatologii v usloviyah Severa: sbornik statej mezhregional’noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj 60-letiyu Medicinskogo instituta Severo-Vostochnogo federal’nogo universiteta imeni M.K. Ammosova [Actual problems and prospects for the development of dentistry in the North: Sat. articles of the interregional scientific and practical conference with international participation, dedicated to the 60th anniversary of the Medical Institute of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov]. Yakutsk, 2017, pp. 129–133.

Tarasova N.V. Obrazovatel’naya programma «uroki zdorov’ya» kak osnova psihologicheskoj podgotovki detej s razlichnoj stepen’yu umstvennoj otstalosti k stomatologicheskim manipulyaciyam [The educational programme health lessons as a stage of psychological preparation of children with mental retardation from mild to severe to dental hygiene procedures]. Zdorov’e sem’i – 21 vek [Family Health In XXI Century], 2011, no. 1 (1), рр. 10.

Tarasova N.V. Osobennosti okazaniya stomatologicheskoj pomoshchi detyam s umstvennoj otstalost’yu vsledstvie s rezidual’no-organicheskogo porazheniya nervnoj sistemy [Features of the provision of dental care to children with mental retardation due to residual organic damage to the nervous system]. Krasnoyarsk, 2006, 23 p.

Tarasova N.V., Galonsky V.G., Elеseeva O.A. Opyt sanitarno-prosvetitel’noj raboty i gigienicheskogo vospitaniya v profilaktike stomatologicheskih zabolevanij u detej s sensornoj deprivaciej sluha [Experience in health and hygiene education in the prevention of dental disease for children with sensory deprivation of hearing]. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika [Pediatric dentistry and prophylaxis], 2013, vol. 12, no. 4(47), рр. 66–69.

Federal State Statistics Service [Electronic resource]. https://rosstat.gov.ru

Fedorova T.V., Galonsky V.G., Tarasova N.V., Bril E.A., Fedorov V.A., Kovalevsky V.A. Stomatologicheskie «Uroki zdorov’ya» dlya detej doshkol’nogo vozrasta s uchyotom individual’no-tipologicheskih osobennostej lichnosti kak sposob profilaktiki kariesa zubov: monografiya [Dental “Health Lessons” for preschool children, taking into account individual typological characteristics of the personality as a way to prevent dental caries]. Krasnoyarsk: 2012, 187 р.

Chuikin S.V., Snetkova T.V., Akatieva G.G., Snetkova E.Z. Stomatologicheskaya zabolevaemost’ u slepyh i slabovidyashchih detej [Dental morbidity in blind and visually impaired children]. Problemy stomatologii [Actual Problems in Dentistry], 2018, vol. 14, no. 4, рр. 93–97. https://doi.org/10.17759/autdd.2017150302

Yaroshenko N.E., Dmitrova A.G. Rasprostranennost’ kariesa i osnovnye mery ego profilaktiki u social’no uyazvimyh kategorij detej [Dissemination of caries and principal measures of its prophylaxis in socially vulnerable categories of children]. Mediko-social’nye problemy invalidnosti [Medico-Sotsialnye problemy invalidnosty], 2016, no. 2, рр. 35–38.

Cashmore A.W., Noller J., Ritchie J., Johnson B., Blinkhorn A.S. Reorienting a paediatric oral health service towards prevention: lessons from a qualitative study of dental professionals. Health Promotion Journal of Australia, 2011, vol. 22, no. 1, pp. 17–21. https://doi.org/10.1071/he11017

Khedekar M., Suresh K.V., Parkar M. I., Malik N., Patil S., Taur S., Pradhan D. Implementation of Oral Health Education to Orphan Children. J. Coll. Physicians Surg. Pak., 2015, vol. 25(12), pp. 856–9.

Masoe A.V., A.S., Taylor J., F.A. Assessment of the management factors that influence the development of preventive care in the New South Wales public dental service. Journal of healthcare leadership, 2015, vol. 7, pp. 1–11. https://doi.org/10.2147/JHL.S80011

Muhoozi G.K.M., Atukunda P., Skaare A.B., Willumsen T., Diep L.M., Westerberg A.C., Iversen P.O. Effects of nutrition and hygiene education on oral health and growth among toddlers in rural Uganda: follow-up of a cluster-randomised controlled trial. Trop Med Int. Health, 2018, vol. 23 (4), pp. 391–404. https://doi.org/10.1111/tmi.13036

Stein C., Santos N.M.L., Hilgert J.B., Hugo F.N. Effectiveness of oral health education on oral hygiene and dental caries in schoolchildren: Systematic review and meta-analysis. Community Dent Oral Epidemiol., 2018, vol. 46(1), pp. 30–37. https://doi.org/10.1111/cdoe.12325


Просмотров аннотации: 193
Загрузок PDF: 162
Опубликован
2022-08-30
Как цитировать
Surdo, E., & Galonisky, V. (2022). МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ «УРОКОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ», КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14(4), 146-170. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-4-146-170
Раздел
Здравоохранение и профилактическая медицина