ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОРДИНАТОРОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА

  • Elena R. Zinkevich Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» https://orcid.org/0000-0003-2630-3395
  • Maria A. Korgozha Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» https://orcid.org/0000-0001-8422-1772
  • Natalya A. Yatsevich Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»
Ключевые слова: ординатура, медицинское образование, смысложизненные ориентации, учебно-профессиональная мотивация, профессиональный опыт

Аннотация

Обоснование. В современных образовательных условиях российской действительности педагогическое сообщество медицинских вузов на этапе последипломного образования большое внимание уделяет психологической готовности врачей к профессиональной деятельности, что обусловливает проведение исследований, предполагающих изучение взаимосвязи смысложизненных ориентаций и учебно-профессиональной мотивации ординаторов с разным уровнем профессионального опыта. В 2021-2022 учебном году в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете на факультете клинической психологии было проведено исследование, иллюстрирующее заявленную проблематику.

Цель исследования. Изучить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и учебно-профессиональной мотивации ординаторов с разным уровнем профессионального опыта.

Материалы и методы. В настоящем исследовании приняли участие 65 ординаторов 2 года обучения различных клинических специальностей, их средний возраст – 25,5 лет. Вся выборка участников исследования была разделена на две подгруппы по параметру вовлеченности в профессиональную деятельность. Данный параметр рассматривался необходимым для изучения взаимосвязи смысложизненных ориентаций и учебно-профессиональной мотивации ординаторов.

Из всей совокупности респондентов 69% совмещали обучение в ординатуре с работой по своей специальности, 31% – осваивали специальность на этапе последипломного образования.

На организацию исследования было получено разрешение Локального этического комитета Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Респонденты давали согласие на участие в исследовании.

Для оценки результатов использовались методы описательной статистики, сравнительный анализ с применением критерия U-Манна-Уитни для независимых переменных и Т-критерий Вилкоксона для зависимых переменных, корреляционный анализ взаимосвязей показателей с использованием критерия Спирмена, расчет которых производился с помощью пакета прикладных программ STATISTICA12.0.

Результаты. Проведенное исследование позволило сформировать представление о взаимосвязи смысложизненных ориентаций и учебно-профессиональной мотивации ординаторов с разным уровнем профессионального опыта.

Заключение. Результаты исследования послужат основанием для переосмысления подходов к организации образовательного процесса обучающихся на этапе ординатуры, поиска способов воспитания и обучения, обеспечивавших развитие их учебно-профессиональной мотивации и влияющих на формирование системы смысложизненных ориентаций.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Elena R. Zinkevich, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

д.п.н., доцент, профессор

Maria A. Korgozha, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

к.псих.н., доцент

Natalya A. Yatsevich, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

ассистент

Литература

Список литературы

Веригин М.А., Запорожцева Д.А. Смысложизненные ориентации в структуре эго-идентичности студентов медицинского вуза // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. (Новосибирск, 4-6 декабря 2019 г.). Новосибирск, 2019. С. 20-22.

Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В., Абакумова И.В. Диалог как дидактическая инициация смыслообразования учащихся в практике образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68 (3). С. 324-328.

Каунова Н.Г. Особенности личностного самоопределения старших школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 28 с. https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002978771.pdf (дата обращения: 05.07.2019).

Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. // Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ). Россия в цифрах 2018. http://www.protown.ru/information/doc/4293.html (дата обращения: 05.07.2019).

Кропачева М.Л. Профессиональная этико-деонтологическая культура врачей и ее формирование в медицинском вузе // Педагогика и психология в 21 веке: современное состояние и тенденции исследования: тезисы докл. Всерос. научно-практической конф. с заочным участием. (Киров, 23-24 декабря 2013 г.). Киров, 2014. С. 97-102.

Кузнецова Л.Э., Кибалова Ю.Ю. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов // Молодой ученый. 2017. № 8 (142). С. 281-284. https://moluch.ru/archive/142/39927/ (дата обращения: 05.07.2019).

Магазева Е.А. Смысложизненные ориентации как личностные детерминанты выбора врачебной специализации выпускниками медицинского вуза // Омский научный вестник. 2014. № 2. С. 126-129.

Макарова М.Н., Коротких М.А. Взаимосвязь учебной мотивации студентов с их академическими характеристиками и ценностными ориентациями // Вестник Удмуртского университета. 2018. Т. 1, № 3. С. 294-301.

Малыгина А.П. Смысложизненные ориентации в разных жизненных ситуациях у молодежи: Автореферат дис. …канд. психол. наук. СПб., 2015. 26 c. https://search.rsl.ru/ru/record/01005567403 (дата обращения: 04.09.2022).

Митина Л.М. Смысложизненные ориентации субъектов образования в условиях радикальных социокультурных и технологических перемен // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXVI Международного симпозиума. 2021. С. 108-112. https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXVI-simpozium.pdf (дата обращения: 04.09.2022).

Петрова Е.А., Шестакова А.А. Социально-психологические основы ассесмента руководителей банковских структур: учеб. пособие. Новомосковск: Реком, 2002. 120 с. https://rusneb.ru/catalog/004918_000038_RU%7C%7C%7CTOUNB%7C%7C%7Cbooks%7C%7C%7C144046/ (дата обращения: 04.09.2022).

Прокофьева А.А., Булычев М.А. Особенности временной перспективы у студентов медицинского вуза с различным уровнем отношения к здоровью // Научная инициатива в психологии: Межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. 2018. С. 302-315. https://kpfu.ru/staff_files/F812613831/kursk_sbornik.pdf (дата обращения: 04.09.2022).

Россия в цифрах. 2018: крат. стат. сб. // Росстат. 2018. 523 с. http://www.protown.ru/information/doc/4293.html (дата обращения: 05.07.2019).

Cеменов Д.С. Взаимосвязь удовлетворенности трудом и смысложизненных ориентаций у врачей и среднего медицинского персонала // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 212-217.

Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9-30. https://lib.uni-dubna.ru/biblweb/search/bibl.asp?doc_id=76817&full=yes (дата обращения: 04.09.2022).

Сулайманова А.И. Особенности смысложизненных ориентаций студентов и их взаимосвязь с базовыми смысловыми установками // Наука, образование и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции. (Екатеринбург, 15 октября 2016 г.). Екатеринбург, 2016. С. 206-211.

Флоря В.И., Левицкая С.В. О нравственных приоритетах высшего профессионального образования // Мир образования – образование в мире. 2015. № 2 (58). С. 145-152.

Ходусов А.Н., Кононова С.А. Миссия, ценности и смыслы воспитания // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластенина. (Воронеж, 22-23 сентября 2016 г.). Воронеж, 2016. С. 104-108. http://cppe.nspu.ru/file.php/1/83_Sbornik_IFMIEO_s_obl.pdf (дата обращения: 04.09.2022).

Ivanov D.O., Aleksandrovich Yu.S., Ditkovskaya L.V., Kulbakh O.S., Zinkevich E.R. The capacity for pedagogical reflection in lecturers of higher medical school: the survey findings // Man in India, 2017, vol. 97, no. 11, pp. 563-575.

Olteanu C. Reflection and the object of learning // International Journal for Lesson and Learning Studies, 2016, vol. 5, pp. 60-75. https://doi.org/10.1108/ijlls-08-2015-0026.

References

Verigin M.A., Zaporozhtseva D.A. Smyslozhiznennye orientatsii v strukture ego-identichnosti studentov meditsinskogo vuza [Meaningful Life Orientations in the Structure of Ego-Identity of Medical Students]. Molodezh’ XXI veka: obrazovanie, nauka, innovatsii: materialy VIII Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. (Novosibirsk, December 4-6, 2019). Novosibirsk, 2019. pp. 20-22.

Kagermazova L.Ts., Masaeva Z.V., Abakumova I.V. Dialog kak didakticheskaya initsiatsiya smysloobrazovaniya uchashchikhsya v praktike obrazovatel’nogo protsessa [Dialogue as a didactic initiation of meaning-formation of students in the practice of the educational process]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, no. 68 (3). pp. 324-328.

Kaunova N.G. Osobennosti lichnostnogo samoopredeleniya starshikh shkol’nikov [Features of personal self-determination of senior students]. Abstract of PhD dissertation. Moscow, 2006, 28 p. https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002978771.pdf. (accessed Jule 7, 2019).

Kontseptsiya razvitiya sistemy zdravookhraneniya v Rossiyskoy Federatsii do 2020 g. [Concept for the development of the healthcare system in the Russian Federation until 2020]. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (ROSSTAT). Rossiya v tsifrakh 2018. http://www.protown.ru/information/doc/4293.html (accessed Jule 5, 2019).

Kropacheva M.L. Professional’naya etiko-deontologicheskaya kul’tura vrachey i ee formirovanie v meditsinskom vuze [Professional ethical and deontological culture of doctors and its formation in a medical university]. Pedagogika i psikhologiya v 21 veke: sovremennoe sostoyanie i tendentsii issledovaniya: tezisy dokl. Vseros. nauchno-prakticheskoy konf. s zaochnym uchastiem. (Kirov, December 23-24, 2013). Kirov, 2014. pp. 97-102.

Kuznetsova L.E., Kibalova Yu.Yu. Vzaimosvyaz’ smyslozhiznennykh orientatsiy i urovnya samoaktualizatsii lichnosti studentov [Interrelation of Meaningful Orientations and the Level of Self-Actualization of Students’ Personality]. Molodoy uchenyy, 2017, no. 8 (142), pp. 281-284. https://moluch.ru/archive/142/39927/ (accessed Jule 5, 2019).

Magazeva E.A. Smyslozhiznennye orientatsii kak lichnostnye determinanty vybora vrachebnoy spetsializatsii vypusknikami meditsinskogo vuza [Meaningful Life Orientations as Personal Determinants of the Choice of Medical Specialization by Medical University Graduates]. Omskiy nauchnyy vestnik, 2014, no. 2, pp. 126-129.

Makarova M.N., Korotkikh M.A. Vzaimosvyaz’ uchebnoy motivatsii studentov s ikh akademicheskimi kharakteristikami i tsennostnymi orientatsiyami [The relationship of students’ learning motivation with their academic characteristics and value orientations]. Vestnik Udmurtskogo universiteta, 2018, vol. 1, no. 3, pp. 294-301.

Malygina A.P. Smyslozhiznennye orientatsii v raznykh zhiznennykh situatsiyakh u molodezhi [Meaningful orientations in different life situations among young people]. Abstract of PhD dissertation. Saint-Petersburg, 2015, 26 p. https://search.rsl.ru/ru/record/01005567403 (accessed September 4, 2022).

Mitina L.M. Smyslozhiznennye orientatsii sub”ektov obrazovaniya v usloviyakh radikal’nykh sotsiokul’turnykh i tekhnologicheskikh peremen [Meaningful Life Orientations of the Subjects of Education in Conditions of Radical Sociocultural and Technological Changes]. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: Elektronnyy sbornik materialov XXVI Mezhdunarodnogo simpoziuma, 2021, pp. 108-112. https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXVI-simpozium.pdf (accessed September 4, 2022).

Petrova E.A., Shestakova A.A. Sotsial’no-psikhologicheskie osnovy assesmenta rukovoditeley bankovskikh struktur [Socio-psychological foundations of the assessment of heads of banking structures]. Novomoskovsk: Rekom, 2002, 120 p. https://rusneb.ru/catalog/004918_000038_RU%7C%7C%7CTOUNB%7C%7C%7Cbooks%7C%7C%7C144046/ (accessed September 4, 2022).

Prokof’eva A.A., Bulychev M.A. Osobennosti vremennoy perspektivy u studentov meditsinskogo vuza s razlichnym urovnem otnosheniya k zdorov’yu [Time Perspective Features of Medical Students with Different Levels of Attitude to Health]. Nauchnaya initsiativa v psikhologii: Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov studentov i molodykh uchenykh, 2018, pp. 302-315. https://kpfu.ru/staff_files/F812613831/kursk_sbornik.pdf (accessed September 4, 2022).

Rossiya v tsifrakh. 2018 [Russia in numbers. 2018]: krat. stat. sb. // Rosstat, 2018, 523 p. http://www.protown.ru/information/doc/4293.html (accessed Jule 7, 2019).

Cemenov D.S. Vzaimosvyaz’ udovletvorennosti trudom i smyslozhiznennykh orientatsiy u vrachey i srednego meditsinskogo personala [Relationship between job satisfaction and life orientations among doctors and nurses]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2014, no. 9. pp. 212-217.

Sopov V.F., Karpushina L.V. Morfologicheskiy test zhiznennykh tsennostey [Morphological test of life values]. Prikladnaya psikhologiya, 2001, no. 4, pp. 9-30. https://lib.uni-dubna.ru/biblweb/search/bibl.asp?doc_id=76817&full=yes (accessed September 4, 2022).

Sulaymanova A. I. Osobennosti smyslozhiznennykh orientatsiy studentov i ikh vzaimosvyaz’ s bazovymi smyslovymi ustanovkami [Features of life-meaning orientations of students and their relationship with basic semantic attitudes]. Nauka, obrazovanie i innovatsii: Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Ekaterinburg, October 15, 2016). Ekaterinburg, 2016, pp. 206-211.

Florya V.I., Levitskaya S.V. O nravstvennykh prioritetakh vysshego professional’nogo obrazovaniya [On the moral priorities of higher professional education]. Mir obrazovaniya – obrazovanie v mire, 2015, no. 2 (58), pp. 145-152.

Khodusov A.N., Kononova S.A. Missiya, tsennosti i smysly vospitaniya [Mission, values and meanings of education]. Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: Materialy VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy pamyati akademika V.A. Slastenina. (Voronezh, September 22-23, 2016). Voronezh, 2016, pp. 104-108. http://cppe.nspu.ru/file.php/1/83_Sbornik_IFMIEO_s_obl.pdf (accessed September 4, 2022).

Ivanov D.O., Aleksandrovich Yu.S., Ditkovskaya L.V., Kulbakh O.S., Zinkevich E.R. The capacity for pedagogical reflection in lecturers of higher medical school: the survey findings. Man in India, 2017, vol. 97, no. 11, pp. 563-575.

Olteanu C. Reflection and the object of learning. International Journal for Lesson and Learning Studies, 2016, vol. 5, pp. 60-75. https://doi.org/10.1108/ijlls-08-2015-0026


Просмотров аннотации: 95
Загрузок PDF: 75
Опубликован
2023-04-30
Как цитировать
Zinkevich, E., Korgozha, M., & Yatsevich, N. (2023). ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОРДИНАТОРОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 15(2), 435-453. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2023-15-2-435-453
Раздел
Междисциплинарные исследования