Пищевое поведение и нутритивный статус педагогов как отражение их уровня компетентности в вопросах здорового образа жизни

Ключевые слова: педагог, компетентность, пищевое поведение, здоровый образ жизни, здоровье, здоровьесбережение, нутритивный статус

Аннотация

В настоящее время проблемы становления образа жизни и организации образования, способствующих формированию и сбережению здоровья имеют особую актуальность. Профессиональная деятельность педагога заключается не только в осознанном активном влиянии на обучающихся, но и личность самого педагога также имеет бессознательное воздействие, являясь своеобразной моделью поведения. Тем самым оказывая воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Задачи охраны и укрепления здоровья обучающихся могут успешно решаться только в том случае, когда педагог сам обладает здоровьем и ведёт здоровый образ жизни. К сожалению, наличие знаний в области формирования и сбережения здоровья не гарантирует самосохранительное поведение.

Цель работы – изучение пищевого поведения педагогов и их нутритивного статуса как отражения их уровня компетентности в вопросах ЗОЖ.

Методология и методы. Для достижения поставленной цели было изучено пищевое поведение педагогов (n=100) общеобразовательных школ и дополнительного образования с использованием общепринятых методик – тест отношения к приёму пищи (EAT-26), голландский опросник пищевого поведения (DEBQ). Нутритивный статус – с использованием методики БИА. Для выявления здоровьесберегающей компетентности использовали тест «Индекс отношения к здоровью» (по С. Дерябо, В. Ясвину). Полученные данные обобщались и обрабатывались с помощью статистических методов анализа с использованием программного комплекса Biostat 7.3., Micrоsoft Excel для Windows и АВС01–0362.

Результаты. Полученные нами результаты показали, что педагоги лицеев и гимназий, в сравнении с педагогами средних образовательных школ и дополнительного образования, имели более сбалансированный нутритивный статус, их пищевое поведение являлось менее зависимым от различных факторов и по характеристикам более здоровым. В целом, их индекс отношения к здоровью соответствовал высокому уровню сформированности здоровьесберегающей компетенции.

Заключение. Взаимодействие с детьми, имеющими более высокий уровень познавательной активности, а также наличие поощрений со стороны администрации образовательных учреждений повышения компетентности своих сотрудников способствует большей ориентированности педагогов лицеев и гимназий на персональное и профессиональное саморазвитие в том числе в вопросах здорового образа жизни. В противном случае, возникает опасность формализации деятельности, что приводит к ригидности мышления и поведения в отношении обучаемых и к самому себе, а также объясняет недостаточную сформированность системы ценностей и мотиваций педагогов средних образовательных школ и дополнительного образования на самосохранительное поведение.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ и организации мероприятий непрерывного здоровьеформирующего и здоровьесберегающего образования педагогов.

EDN: XQZVBT

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Natalia I. Kadochnikova, Вятский государственный университет

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры медико-биологических дисциплин

Natalia L. Dyomina, Вятский государственный университет

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры медико-биологических дисциплин

Литература

Список литературы

Айзман, Р. И., Лебедев, А. В., Айзман, Н. И., & Рубанович, В. Б. (2020). Комплексная оценка здоровья участников образовательного процесса: учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт. С. 87–94.

Большой энциклопедический словарь. Педагог. Получено с https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/50175-ПЕДАГОГ (дата обращения: 04 августа 2022 г.).

Голландский опросник пищевого поведения (The Dutch Eating Behaviour Questionnaire (DEBQ)). Получено с https://psytests.org/diag/debq.html (дата обращения: 04 августа 2022 г.).

Дерябо, С., & Ясвин, В. (2022). Индекс отношения к здоровью. Получено с https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2022/02/17/s-deryabo-v-yasvin-indeks-otnosheniya-k (дата обращения: 02 февраля 2024 г.).

Егорова, Н. В. (2022). Оценка здоровьесберегающей компетенции физкультурной образованности обучающихся общеобразовательных школ и классического университета в рамках её преемственного развития. Педагогическое образование в России, (4), 136–144.

Ефимова, Г. З., Сорокин, А. Н., & Грибовский, М. В. (2021). Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции. Образование и наука, 23(1), 202–230. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-202-230

Магин, В. А. (2019). Теоретический анализ понятия «культура здоровья педагога». Проблемы современного педагогического образования, (63-4), 163–166.

Малкина-Пых, И. Г. (2007). Терапия пищевого поведения. Москва: Эксмо. С. 159–162, 166–170.

Менделевич, В. Д. (2007). Руководство по аддиктологии. Санкт-Петербург: Речь. 768 с.

Молодцова, Е. Ю., & Ребко, Э. М. (2020). Здоровьесберегающие, здоровьеразвивающие и здоровьеформирующие технологии в педагогическом образовании. В сборнике: Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы X Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (Южно-Сахалинск, 17–18 декабря 2019 г.). Южно-Сахалинск: СГУ. С. 22–27. https://doi.org/10.52606/9785888116135_22

Москвина, М. В. (2018). Роль личности педагога в творческом развитии личности ребенка. Вестник научных конференций, (12-3)(40), 135–137.

Нарышкина, Е. В. (2017). Гигиеническая оценка знаний воспитателей детских садов и педагогов школ в области рационального питания. В сборнике: Российская гигиена – развивая традиции, устремляемся в будущее: материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей (Москва, 17–18 ноября 2017 г.). Москва: Изд-во «Дашков и К». С. 548–550.

Овчинников, А. В. (2014). О классификации компетенций. Организационная психология, 4(4), 145–153.

Овчинников, А. В. (2014). Универсальная модель профессиональных компетенций. Науковедение, (4)(23). Получено с https://www.naukovedenie.ru/PDF/100EVN414.pdf (дата обращения: 18 августа 2022 г.).

Петрова, Е. А., Акимова, Н. Н., Романова, А. В., & Соколовская, И. Э. (2020). Имидж современного учителя в представлении старшеклассников. Образование и наука, (22)(2), 98–120. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-98-120

Сазанова, М. Л., Кадочникова, Н. И., & Попова, Г. А. (2019). Формирование навыков исследовательской деятельности при освоении бакалаврами педагогики базовых учебных дисциплин. В сборнике: Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности: сборник научных трудов V Международного форума по педагогическому образованию (Казань, 29–31 мая 2019 г.). Казань: Изд-во «Отечество». Часть II. С. 106–112.

Селиванова, Е. А., & Курышова, Л. А. (2017). Диагностика и профилактика нарушений профессионального здоровья педагога. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, (1)(30), 29–35.

Тест отношения к приёму пищи (ЕАТ-26). Получено с https://www.eat-26.com/eat-26/ (дата обращения: 04 февраля 2022 г.).

Томченко, А. В. (2017). С личности педагога начинается личность школьника. В сборнике: Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: материалы Международной электронной научно-практической конференции (Донецк, 02–31 октября 2017 г.). Донецк: Истоки. С. 297–301.

Alekseev, V. B., Lir, D. N., Luzhetsky, K. P., & Shur, P. Z. (2020). Introduction of an educational program addressing healthy nutrition issues for specific population groups within the framework of the national project "Demography". Gigiena i Sanitariya, 99(12), 1412–1417. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417

Ateş, H., Özdenk-Demir, G., & Çalışkan, C. (2021). Determinants of science teachers' healthy eating behaviors: Combining health belief model and theory of planned behavior. Baltic Science Education, 20(4), 573–589.

Avetisyan, A. Y., Grinin, V. M., & Kraynyukova, L. A. (2021). The influence of the degree of sanogenetic education of the population in a subsidized entity of the Russian Federation on dental health. Stomatologiia, 100(6), 66–70. https://doi.org/10.17116/stomat202110006266

Bogdan, I. V., Gurylina, M. V., & Chistiakova, D. P. (2019). Healthy lifestyle: public attitudes and priorities. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny, 27(4), 374–378. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-374-378

Drapkina, O. M., Karamnova, N. S., Kontsevaya, A. V., Shvabskaya, O. B., & Shishkova, V. N. (2021). Alimentary-dependent risk factors for chronic non-communicable diseases and eating habits: dietary correction within the framework of preventive counseling. Methodological guidelines Russian Society for Prevention of Non-Communicable Diseases (ROPNIZ). Cardiovascular Therapy and Prevention, 20(5), 273–334. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2021-2952

Mikhaylichenko, K., Kurbatova, A., Salazar Flores, C., Konovalova, E., & Savich, A. (2023). Health risks to the population due to carcinogenic chemicals contaminating drinking water in centralized water supply systems. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 15(4), 291–306. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2023-15-4-291-306

Pehlivan, M., Pehlivan, L., Yaldiz, N., Yesilkaya, B., Calim, K., Yazar, K., Kulin, R., & Ibrahim, S. (2021). Determination of nutrition knowledge levels of teachers working in Edirne city centre. Progress in Nutrition, 23(3), 1–8.

Sazanova, M., Kadochnikova, N., Popova, G., & Dyomina, N. (2019). Possible solutions to the problem of forming the future teacher's health-preserving competence. In Advances in Social Science, Education and Humanities Research: Proceedings of the 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019) (Vol. 298, pp. 75–79). Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/essd-19.2019.16

Shalnova, S. A., Maksimov, S. A., Balanova, Yu. A., Evstifeeva, S. E., Imaeva, A. E., Kapustina, A. V., Karamnova, N. S., Muromtseva, G. A., Viktorova, I. A., Prishchepa, N. N., Redko, A. N., Yakushin, S. S., & Drapkina, O. M. (2020). Adherence to a healthy lifestyle among the Russian population depending on sociodemographic factors. Cardiovascular Therapy and Prevention, 19(2), 2452. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2020-2452

Vaslavskaya, I., Poltarykhin, A., Kolupaev, A., & Vorobyeva, V. (2023). Enhancing the effectiveness of national projects in healthcare sector. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 15(1), 253–293. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2023-15-1-253-293

References

Aizman, R. I., Lebedev, A. V., Aizman, N. I., & Rubanovich, V. B. (2020). Integrated health assessment of participants in the educational process: textbook for secondary vocational education. Moscow: Yurait Publishing. Pp. 87–94.

Big Encyclopedic Dictionary. Teacher. Retrieved from rus-big-enc-dict.slovaronline.com/50175-ПЕДАГОГ (Accessed August 4, 2022).

Dutch Eating Behavior Questionnaire (DEBQ). Retrieved from psytests.org/diag/debq.html (Accessed August 4, 2022).

Deryabo, S., & Yasvin, V. (2022). Index of attitude toward health. Retrieved from nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2022/02/17/s-deryabo-v-yasvin-indeks-otnosheniya-k (Accessed February 2, 2024).

Egorova, N. V. (2022). Assessment of health-preserving competence in physical education of students in general schools and classical universities within the framework of sequential development. Pedagogical Education in Russia, (4), 136–144.

Efimova, G. Z., Sorokin, A. N., & Gribovsky, M. V. (2021). The ideal teacher of higher education institution: personal qualities and socio-professional competencies. Education and Science, 23(1), 202–230. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-202-230

Magin, V. A. (2019). Theoretical analysis of the concept of "health culture of a teacher". Problems of Modern Pedagogical Education, (63-4), 163–166.

Malkina-Pykh, I. G. (2007). Therapy of eating behavior. Moscow: Eksmo. Pp. 159–162, 166–170.

Mendelevich, V. D. (2007). Guide to addictionology. Saint Petersburg: Speech. 768 p.

Molodtsova, E. Yu., & Rebko, E. M. (2020). Health-preserving, health-developing, and health-building technologies in pedagogical education. In Life safety: modern challenges, science, education, practice: materials of the X Interregional Scientific-Practical Conference with international participation (Yuzhno-Sakhalinsk, December 17–18, 2019). Yuzhno-Sakhalinsk: SGU. Pp. 22–27.

Moskvina, M. V. (2018). The role of the teacher's personality in the creative development of a child’s personality. Bulletin of Scientific Conferences, (12-3)(40), 135–137.

Narishkina, E. V. (2017). Hygienic assessment of kindergarten teachers' and school teachers' knowledge regarding balanced nutrition. In Russian hygiene: building on tradition, moving forward: materials of the XII All-Russian congress of hygienists and sanitary doctors (Moscow, November 17–18, 2017). Moscow: Dashkov & K Publishing House. Pp. 548–550.

Ovchinnikov, A. V. (2014). On classification of competencies. Organizational Psychology, 4(4), 145–153.

Ovchinnikov, A. V. (2014). Universal model of professional competencies. Naukovedenie, (4)(23). Retrieved from cyberleninka.ru/article/n/universalnaya-model-professionalnyh-kompetentsiy/viewer (Accessed August 18, 2022).

Petrova, E. A., Akimova, N. N., Romanova, A. V., & Sokolovskaya, I. E. (2020). Image of a contemporary teacher in high-school students' representations. Education and Science, (22)(2), 98–120.

Sazanova, M. L., Kadochnikova, N. I., & Popova, G. A. (2019). Development of research skills in bachelor-level pedagogy students when mastering core academic disciplines. In Development of teachers' professional competencies: major problems and values: proceedings of the V International forum on pedagogical education (Kazan, May 29–31, 2019). Kazan: Fatherland Publishing House, Part II. Pp. 106–112.

Selivanova, E. A., & Kuryshova, L. A. (2017). Diagnostics and prevention of professional health impairments in teachers. Scientific support of qualification advancement system, (1)(30), 29–35.

Test of Attitude Toward Eating (EAT-26). Retrieved from eat-26.com/eat-26/ (Accessed February 4, 2022).

Tomchenko, A. V. (2017). From the teacher's personality begins the pupil's identity. In Topical issues of teacher professionalism development in modern conditions: materials of the international electronic scientific-practical conference (Donetsk, October 2–31, 2017). Donetsk: Istoki Publishing House. Pp. 297–301.

Alekseev, V. B., Lir, D. N., Luzhetsky, K. P., & Shur, P. Z. (2020). Introduction of an educational program addressing healthy nutrition issues for specific population groups within the framework of the national project "Demography". Gigiena i Sanitariya, 99(12), 1412–1417. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417

Ateş, H., Özdenk-Demir, G., & Çalışkan, C. (2021). Determinants of science teachers' healthy eating behaviors: Combining health belief model and theory of planned behavior. Baltic Science Education, 20(4), 573–589.

Avetisyan, A. Y., Grinin, V. M., & Kraynyukova, L. A. (2021). The influence of the degree of sanogenetic education of the population in a subsidized entity of the Russian Federation on dental health. Stomatologiia, 100(6), 66–70. https://doi.org/10.17116/stomat202110006266

Bogdan, I. V., Gurylina, M. V., & Chistiakova, D. P. (2019). Healthy lifestyle: public attitudes and priorities. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny, 27(4), 374–378. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-374-378

Drapkina, O. M., Karamnova, N. S., Kontsevaya, A. V., Shvabskaya, O. B., & Shishkova, V. N. (2021). Alimentary-dependent risk factors for chronic non-communicable diseases and eating habits: dietary correction within the framework of preventive counseling. Methodological guidelines Russian Society for Prevention of Non-Communicable Diseases (ROPNIZ). Cardiovascular Therapy and Prevention, 20(5), 273–334. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2021-2952

Mikhaylichenko, K., Kurbatova, A., Salazar Flores, C., Konovalova, E., & Savich, A. (2023). Health risks to the population due to carcinogenic chemicals contaminating drinking water in centralized water supply systems. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 15(4), 291–306. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2023-15-4-291-306

Pehlivan, M., Pehlivan, L., Yaldiz, N., Yesilkaya, B., Calim, K., Yazar, K., Kulin, R., & Ibrahim, S. (2021). Determination of nutrition knowledge levels of teachers working in Edirne city centre. Progress in Nutrition, 23(3), 1–8.

Sazanova, M., Kadochnikova, N., Popova, G., & Dyomina, N. (2019). Possible solutions to the problem of forming the future teacher's health-preserving competence. In Advances in Social Science, Education and Humanities Research: Proceedings of the 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019) (Vol. 298, pp. 75–79). Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/essd-19.2019.16

Shalnova, S. A., Maksimov, S. A., Balanova, Yu. A., Evstifeeva, S. E., Imaeva, A. E., Kapustina, A. V., Karamnova, N. S., Muromtseva, G. A., Viktorova, I. A., Prishchepa, N. N., Redko, A. N., Yakushin, S. S., & Drapkina, O. M. (2020). Adherence to a healthy lifestyle among the Russian population depending on sociodemographic factors. Cardiovascular Therapy and Prevention, 19(2), 2452. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2020-2452

Vaslavskaya, I., Poltarykhin, A., Kolupaev, A., & Vorobyeva, V. (2023). Enhancing the effectiveness of national projects in healthcare sector. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 15(1), 253–293. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2023-15-1-253-293

Опубликован
2025-02-28
Как цитировать
Kadochnikova, N., & Dyomina, N. (2025). Пищевое поведение и нутритивный статус педагогов как отражение их уровня компетентности в вопросах здорового образа жизни. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 17(1). https://doi.org/10.12731/2658-6649-2025-17-1-973
Раздел
Здравоохранение и профилактическая медицина