НАДЕЖНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ КАК ФАКТОР НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СУБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

  • Nadezhda A. Tsvetkova Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России) https://orcid.org/0000-0003-0967-205X
  • Pavel A. Kislyakov Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Российский государственный социальный университет» https://orcid.org/0000-0003-1238-9183
  • Elena A. Volodarskaya Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской Академии наук (ИИЕТ РАН)
Ключевые слова: типы привязанности, студенты, нервно-психическое здоровье, уровень нервно-психической адаптации, субъективное психологическое благополучие, сравнительный анализ, развитие привязанности «надежного» типа

Аннотация

Обоснование. Пандемия COVID-19 поставила под угрозу жизнь и здоровье как самих студентов, так и их родных и близких. Изменившиеся условия жизнедеятельности потребовали быстрого приспособления к изменениям, успех которого может быть определен по уровню нервно-психической адаптации и субъективного психологического благополучия личности. Большинство исследований, проведенных в 2020-2021 гг., показывает необходимость психологической помощи не менее, чем половине студентов очной формы обучения. Чтобы она была эффективной и обеспечивала устойчивость достигнутых результатов оздоровления личности, необходимо выявить личностные предпосылки, работа с которыми делает цель адаптации студентов в новых условиях достижимой. Судя по ряду научных публикаций отечественных и зарубежных исследований, такой предпосылкой является тип привязанности.

Цель исследования заключалась в выявлении влияния типа привязанности на нервно-психическую адаптацию и субъективную психологическую безопасность у студентов мужского и женского пола.

Материалы и методы. В выборку, составленную случайным образом, вошли 130 студентов, из них 97 девушек и 33 юноши. В целях диагностики использовались: 1) «Шкала взрослой привязанности для близких отношений» Р. Лихи; 2) самоопределение типа привязанности по краткой версии ECR-R (Чистопольская К.А., Митина О.В., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Семикин Г.И., Чубина С.А., Оволь С.Н., Дровосеков С.Э.) 3) тест «Нервно-психическая адаптация» И.Н. Гурвича, позволившая распределить студенческую выборку по уровням психического здоровья, а также сделать диагностическое заключение об общем уровне нервно-психической адаптации испытуемых; 4) самооценка уровня субъективной психологической безопасности в интервале от 1 до 7 баллов (шкала Р. Лайкерта).

Математико-статистическая обработка данных проведена с помощью пакета MS Office Excel, IBM SPSS Statistics 23. Применялись корреляционный анализ эмпирических данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) и сравнительный анализ (достоверность межгрупповых различий устанавливалась по t-критерию Стьюдента). Сравнительный анализ данных выполнен в зависимости от пола испытуемых и типа их привязанности.

Результаты. Установлено, что в обследованной студенческой выборке доминирует «надежный» тип привязанности (43,8%); доля студентов с тревожным типом составила 40%, с избегающим – 16,2%. Полное психическое здоровье диагностировано у 29,2% совокупной выборки; ограниченное психическое здоровье – у 30,8%; у 33,1% испытуемых выявлена вероятность пограничной психической патологии, невротизации; у 6,9% – вероятность выраженной психической патологии. Общий уровень нервно-психической адаптации составил 29,8 балла – это характеризует выборку как имеющую ограниченное психическое здоровье, но без признаков стресса, сохраняющую нервно-психическую устойчивость; при этом общий уровень нервно-психической адаптации достоверно выше в группе студентов мужского пола. Студенты с низким уровнем субъективной психологической безопасности (ощущают себя в беде; давление, неуверенность, зависимость, угрозу; есть многое, из-за чего они не чувствуют себя в безопасности) находятся в меньшинстве (12,4%); студенты с низким уровнем, тяготеющим к среднему (есть нечто, отчего им не очень комфортно и безопасно) составляют большинство (35,4%); доля студентов со средним (нормальным) уровнем равна 30,0%; с высоким и очень высоким – 22,2%. При этом групповые показатели субъективной психологической безопасности в мужской и женской выборках практически равны и соответствуют среднему (нормальному) уровню. Установлена тесная связь типа привязанности с уровнем нервно-психической адаптации и субъективной психологической безопасностью личности, а также с полом и возрастом; высокие показатели субъективной психологической безопасности и нервно-психической адаптации тесно связаны с «надежным» типом привязанности, низкие – с «тревожным» и особенно тесно – с «избегающим» типами. Обнаружены: 1) тенденция к значимым различиям между мужской и женской студенческими выборками по доле студентов с надежным типом привязанности (среди студентов мужского пола эта доля больше); 2) тенденция к значимым различиям по уровню субъективной психологической безопасности (в женской выборке его показатель выше); 3) статистически значимые межгрупповые различия по уровню нервно-психической адаптации (студенты мужского пола более адаптированы, чем студенты женского пола).

Заключение. Студенты с «надежным» типом привязанности, в отличие от студентов с «ненадежными» типами, - избегающим и тревожным, имеют более высокий уровень нервно-психического здоровья, нервно-психической адаптации и субъективной психологической безопасности. Поэтому имеет смысл выстраивать психотерапевтическую и психопрофилактическую работу, нацеленную на укрепление нервно-психического здоровья студентов, предусматривая применение методов развития «надежного» типа привязанности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Nadezhda A. Tsvetkova, Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России)

доктор психологических наук, доцент, главный научный сотрудник

Pavel A. Kislyakov, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Российский государственный социальный университет»

доктор психологических наук, доцент, профессор факультета психологии

Elena A. Volodarskaya, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской Академии наук (ИИЕТ РАН)

доктор психологических наук, доцент; ведущий научный сотрудник Центра организации науки и науковедения

Литература

Avdeeva N.N. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya, 2017, vol. 6, no. 2, pp. 7-14. https://doi.org/10.17759/jmfp. 2017060201

Aguzumtsyan R.V., Galstyan A.S., Muradyan E.B. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya, 2010, vol. 7, no. 2, pp. 56–63. https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2010/n2/34622.shtml

Akaev D.I., Matyukhina M.I. Molodoy uchenyy, 2021, no. 5(347), ppS. 116-118. https://moluch.ru/archive/347/78035/

Asanova N.K. Interv’yu dlya vzroslykh o privyazannosti: metod. posobie [Interviews for Adults on Attachment]. Moscow: Institute of Child Psychotherapy and Psychoanalysis, 1997, 16 p.

Askatova K.B., Bryzgalova Yu.M., Lachinova D.I., Shakrialamova A.L. Problemy sovremenny sotsiokul’turnykh issledovaniy: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch-prakt. konf. 27 oktyabrya 2020 [Problems of modern sociocultural research: coll. scientific tr. according to the materials of the International scientific-practical. conf. October 27, 2020]. Belgorod: OOO «APNI», 2020, pp. 59-64. https://apni.ru/article/1308-psikhicheskoe-i-psikhologicheskoe-zdorove

Baev N.N., Baeva I.A. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya, 2013, no. 1, pp. 21-30. http://psyedu.ru/journal/2013/1/Baev_Baeva.phtml

Bayakina O.A. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN, 2009, vol. 11, no. 4(5), pp. 1195-1199.

Boulbi Dzh, Eynsvort M., Benedek T. Psikhologiya privyazannosti [Psychology of Attachment], ERGO, 2005, 235 p.

Brish K.Kh. Terapiya narusheniy privyazannosti: Ot teorii k praktike /Per. s nem. M.: Kogito-Tsentr, 2012. 316 s. (Klinicheskaya psikhologiya)

Bukhkhaym A., Dorodnov D., Kekhele Kh. Privyazannost’ i depressivnaya psikhopatologiya u vzroslykh // Moskovskiy psikhoterapevticheskiy zhurnal. 2008. № 2(57). S. 72-99.

Volkova E.E. Tipy privyazannosti studentov i ikh uspeshnost’ obucheniya v vuze // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 2. S. 123-128. https://doi.org/10.21603/ 2078-8975-2017-2-123-128

Vorob’eva T.G., Dement’eva E.V., Turmanidze V.G., Turmanidze A.V. Vestnik NVGU, 2016, no. 2. https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49464

Gadelynina T.G. Vestnik TGU, 2011, issue 6(108), pp. 161-164.

Dubrovina I.V. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya, 2009, no. 3, pp. 17-21.

Zotova O.Yu. Sotsial’no-psikhologicheskaya bezopasnost’ lichnosti [Socio-psychological security of the individual]. Moscow, 2011, 52 p.

Kazantseva T.V. Izvestiya RGPU im. Gertsena, 2008, no. 74-2, pp. 139-143.

Kalmykova E.S., Gagarina M.A., Padun M.A. Psikhologicheskiy zhurnal, 2016, no. 2, pp. 39-45.

Kalmykova E.S., Padun M.A. Zhurnal prakticheskoy psikhologii i psikhoanaliza, 2002, no. 1, pp. 35-44.

Kislyakov P.A. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2020, no. 5(47), pp. 343-356. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.2

Krasilo T.A., Kezhvatova E.A. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo, 2017, vol. 8, no. 2, pp. 85-100. https://doi.org/10.17759/sps. 2017080206

Krasilo D.A., Krasilo T.A., Zalipaeva A.N. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo, 2021, vol. 12, no. 1, pp. 113-125. https://doi.org/ 10.17759/sps.2021120108

Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, 2016, no. 3, pp. 231-236. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2016-5-3-231-236

Levin A., Kheller R. Podkhodim drug drugu. Kak teoriya privyazannosti pomozhet sozdat’ garmonichnye otnosheniya [Matching each other. How attachment theory can help create harmonious relationships]. M.: MIF, 2012, 256 p.

Likhi R. Revnost’. Kak s ney zhit’ i sokhranit’ otnosheniya [ealousy. How to live with her and maintain a relationship]. SPb.: Piter, 2019, 250 p.

Piskun O.E., Petrova N.N., Vengerova N.N., Varzin S.A., Chistyakov V.A. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Meditsina, 2011, no. 1, pp. 81-91.

Potupchik T.V., Evert L.S., Grishkevich N.Yu. Sibirskoe meditsinskoe obozrenie, 2019, no. 4(118). https://doi.org/10.20333/2500136-2019-4-54-61

Prokof’ev D. Rektor VUZa, 2021, no. 4, pp. 30-31.

Psikhologicheskiy instrumentariy po organizatsii psikhologicheskoy raboty v ekstremal’nykh situatsiyakh [Psychological tools for organizing psychological work in extreme situations] / A.I. Gorbachev, S.M. Shirko. Mn.: BGU, 2016, 42 p.

Roginskaya T.P. Psikhologiya zdorov’ya [Psychology of health] / ed. G.S. Nikiforov. SPb.: Piter, 2006, pp. 466-480.

Sabel’nikova N. V. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sotsiologiya, 2008, no. 3, pp. 36-47.

Sorokoumova E.A., Cherdymova E.I., Puchkova E.B., Temnova L.V. Nauchnoe obozrenie. Seriya 1. Ekonomika i pravo, 2020, no. 3, pp. 196-205. https://doi.org/10.26653/2076-4650-2020-3-18

Subbotina L. Yu., Chudakova T. L. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 2021, no. 2(119), pp. 87-95. http://vestnik.yspu.org/releases/2021_2/13.pdf

Tyrsikova A.D. Formirovanie strategiy psikhologicheskoy bezopasnosti studentov vuza [Formation of psychological safety strategies for university students]. Pyatigorsk, 2012, 199 p.

Fedotov I.A., Rudakova D.A. Lichnost’ v menyayushchemsya mire: zdorov’e, adaptatsiya, razvitie, 2016, no. 2, pp. 15-20.

Furmanov I.A. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo, 2019, vol. 10, no. 1, pp. 115-133. https://doi.org/10.17759/sps.2019100107

Tsvetkova N.A., Rybakova A.I. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 2018, vol. 15, no. 3, pp. 116-143. https://doi.org/10.21702/rpj. 2018.3.6

Tsvetkova N.A., Egamberdieva E.V. Uchenye zapiski RGSU, 2021, vol. 20, no. 1(158), pp. 74-85.

Tsergoy T.A. Nauka: kompleksnye problem, 2014, no. 1(2), pp. 77-81.

Chistopol’skaya K.A., Mitina O.V., Enikolopov S.N., Nikolaev E.L., Semikin G.I., Chubina S.A., Ovol’ S.N., Drovosekov S.E. Psikhologicheskiy zhurnal, 2018, vol. 39, no. 5, pp. 87-98. https://doi.org/10.31857/S020595920000838-7

Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N. and Rubin G.J. The Psychological Impact of Quarantine and How to Reduce It: Rapid Review of the Evidence. The Lancet, 2020, vol. 395, no. 10227, pp. 912-920. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8

Çiğdem Berber Çelik, Hatice Odaci, Subjective well-being in university students: what are the impacts of procrastination and attachment styles? British Journal of Guidance & Counselling, 2020. https://doi.org/10.1080/03069885.2020.1803211

Collins N.L. Working Models of Attachment: Implications for Explanation, Emotion, and Behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 1996, vol. 71, no. 4, pp. 810-832. https://doi.org/10.1037//0022-3514.71.4.810123

Elaine Scharfe, Sex Differences in Attachment. Encyclopedia of Evolutionary Psychological Science, 2017. https://doi.org/10.1007/978-3-319-16999-6

Heather Monaghan Simon, Joanne DiPlacido, James Conway, Attachment Styles in College Students and Depression: The Mediating Role of Self Differentiation. Mental Health & Prevention, 2019, vol. 13, pp. 135-142. https://doi.org/10.1016/j.mhp.2019.01.011

Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Kovaleva M.A., Savchenko D.V., Belyakova N.V., Denisenko S.I., Pchelinova, V.V. Health and safety in the structure of value orientations and needs of the student youth. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, 2018, vol. 10(8), pp. 1976–1979.

Kislyakov P.A., Shmeleva E.A. Prosocial Orientation of Russians During the COVID-19 Pandemic: Caring for Others and Yourself. Frontiers in Psychology, 2021, vol. 12, 629467. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.629467

Neslihan Bolat, Hatice Odacı, High School Final Year Students’ Career Decision-Making Self-Efficacy, Attachment Styles and Gender Role Orientations. Current Psychology, 2017, vol. 36, pp. 252–259. https://doi.org/10.1007/s12144-016-9409-3

Parola A., Rossi A., Tessitore F., Troisi G. & Mannarini S. Mental Health Through the COVID-19 Quarantine: A Growth Curve Analysison Italian Young Adults. Front. Psychol., 2020, vol. 11, 567484. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.567484

Ritva Horppu, Merja Ikonen-Varila. Are Attachment Styles General Interpersonal Orientations? Applicants’ Perceptions and Emotions in Interaction with Evaluators in a College Entrance Examination. Journal of Social and Personal Relationships, 2001, vol. 18(1), pp. 131-148. https://doi.org/10.1177/0265407501181006

Scharfe E., Bartholomew K. Reliability and stability of adult attachment patterns. Personal Relationships, 1994, vol. 1(1), pp. 23-43. https://psycnet.apa.org/doi/10.1111/j.1475-6811.1994.tb00053.x


Просмотров аннотации: 304
Загрузок PDF: 309
Опубликован
2022-02-28
Как цитировать
Tsvetkova, N., Kislyakov, P., & Volodarskaya, E. (2022). НАДЕЖНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ КАК ФАКТОР НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СУБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14(1), 351-379. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-1-351-379
Раздел
Здравоохранение и профилактическая медицина